Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №4(47)-2006 « Электронная версия «

    К нему не зарастет народная тропа

    В ноябре этого года исполнилось 15 лет музею «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева», входящему в состав заповедника «Родина В.И. Ленина». Этот единственный в России государственный музей И.Я. Яковлева был основан в 1991 году в Ульяновске и хранит в своих стенах страницы истории просвещения чуваш и жизни их «апостола». Накануне, 1 октября 2006 года, был открыт монумент великому просветителю чувашского народа. Памятник достойный, бронзовый, на дорогом гранитном постаменте. Его открытие стало ярким событием в жизни города. Накануне юбилея музея Яковлева в редакцию журнала «Мономах» пришли научный сотрудник этого музея Ирина Николаевна Павлова и ведущий специалист Госархива Ульяновской области Антон Юрьевич Шабалкин, чтобы рассказать об открытии монумента в Колючем садике в Ульяновске, о самом Иване Яковлевиче и его потомках.

     

    А. Шабалкин: Я приходил посмотреть на открытие памятника, так как давно интересуюсь личностью Яковлева. То, что я увидел, весьма меня порадовало. Во-первых, сам памятник очень добротный, и фигура на постаменте, на мой взгляд, полностью отражает характер и внешний вид Ивана Яковлевича. В моем представлении он именно такой и был – упертый, преданный делу просвещения, все поступки людей мерящий степенью их любви к школе. Во-вторых, удивило большое количество приезжих.

    На открытие памятника прибыло множество людей со всей России. Я даже долго не мог сфотографировать памятник, так как все гости из других регионов нашей страны стремились запечатлеть себя рядом с Яковлевым.

    И. Павлова: Да, действительно. Сотрудники нашего музея тоже были приятно поражены таким скоплением народа. А по поводу самого монумента я не совсем согласна. Дело в том, что предварительно проводился конкурс на лучший макет памятника. Музейным работникам больше всего понравился макет, где Яковлев был изображен рядом с женой Екатериной Алексеевной.

    Необходимо отметить, что она сыграла огромную роль в его деятельности. Была не только преданной женой, матерью его детей, но и единомышленником, незаменимым помощником просветителя и самым надежным его другом. Однако победил другой проект – скульптора Владимира Нагорнова.

    – Сколько всего денег было потрачено на памятник, и кто взял на себя основные расходы?

    И. Павлова: Предварительно на памятник планировалось израсходовать 3 млн рублей. Ульяновская областная чувашская национальная культурная автономия через газету «Канаш» в ноябре 2005 года объявила сбор средств.

    И сразу же на счет организаторов стали поступать деньги. Собрать удалось 1 782 000 рублей. Фамилия дарителя и сумма его пожертвования публиковались в номерах газеты на протяжении всего времени. Самые большие вклады сделали губернатор Ульяновской области С.И. Морозов от Правительства Ульяновской области – 760 000 рублей 92 коп. и президент Чувашии Н.В. Федоров – 300 000 рублей.

    – Почему местом для памятника выбрали именно Колючий садик?

    А. Шабалкин: Во время церемонии открытия в торжественных речах прозвучало, что близкий друг и соратник И.Н. Ульянова Иван Яковлевич теперь будет стоять почти напротив места успокоения своего учителя. Думаю, что место выбрано удачно. Тем более, что Яковлевы и Ульяновы дружили семьями. Их дети очень тесно общались между собой. Особенно старший сын Яковлева Алексей и младший сын Ульянова Дмитрий, близкие по возрасту.

    В тот день, когда Илье Николаевичу стало плохо, Яковлев как раз был в гостях у Ульяновых. Видя, что хозяин дома нехорошо себя чувствует, он ушел, а через некоторое время Володя Ульянов пришел к Ивану Яковлевичу и сообщил о смерти отца. Яковлев взял на себя все хлопоты, связанные с организацией похорон И.Н. Ульянова.

    Так что место расположения памятника Яковлеву почти напротив могилы директора народных училищ Симбирской губернии очень символично.

    – А где похоронен сам Иван Яковлевич?

    И. Павлова: Яковлев всегда хотел быть похороненным в Симбирске. Но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что Ивану Яковлевичу в конце своей жизни пришлось уехать из Симбирска. В 1919 году против него была организована целая кампания. Некоторые бывшие работники чувашской семинарии, уволенные за недостаточную квалификацию со службы, писали на него доносы, обвиняли его в должностных преступлениях. Заводились и тут же прекращались за недостаточностью улик судебные дела. Вся эта, не подобрать другого слова, возня была связана с реорганизационными вопросами Чувашской учительской семинарии.

    В 1920 году в Симбирск приезжал сын Яковлева Алексей Иванович, работал здесь. Но в конечном итоге Яковлевы все-таки были вынуждены уехать из города. Похоронен Иван Яковлевич на Ваганьковском кладбище в Москве.

    – Как сложилась судьба потомков Яковлева?

    И. Павлова: У Ивана Яковлевича трое детей достигли взрослого возраста. Все они получили великолепное образование и достигли выдающихся достижений каждый на своем поприще. Старший сын Алексей Иванович, доктор исторических наук, профессор Московского университета, член-корреспондент АН СССР по гуманитарным наукам получил Государственную премию в 1943 году. Ее он передал Чувашской АССР и Мордовской АССР на создание земледельческих приютов имени И. Сталина для сирот – детей воинов, павших в Великой Отечественной войне. Второй сын Яковлева Николай работал управляющим на фабрике музыкальных инструментов. Дочь Яковлева Лидия занималась переводом научной и научно-популярной литературы по биологии и медицине. Эта работа, в конечном итоге, и привела ее к ссылке в 1937 году и к смерти в заснеженной Ухте в 1942 году. В 1937 году любое общение с иностранцами рассматривалась как шпионская деятельность.

    – Известно, что Иван Яковлевич, уроженец села Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии, прожил уникальную жизнь. Оставшись сиротой трех дней от роду, крестьянский мальчик вырос в семье своей тетки. Оказался на редкость смышленым, много учился и достиг вершин неимоверных. Есть ли потомки, продолжающие его дело?

    И. Павлова: Внуки и правнуки Алексея Ивановича Яковлева живут во Франции. О них почти нет никакой информации. А все потомки семьи Яковлевых, проживающие в России, это дети, внуки, правнуки и праправнуки Лидии Ивановны от ее второго брака – с ученым биологом А.Д. Некрасовым. Есть среди них и педагоги, но очень многие так или иначе связаны с искусством. Внучка Яковлева Е.А. Некрасова – доктор искусствоведения – вышла замуж за искусствоведа-египтолога В.В. Павлова. Они передали в наш музей много уникальных документов, фотографий, унаследованных от Л.И. Яковлевой. Их сын Владимир Всеволодович Павлов был на открытии памятника в Ульяновске. Он заслуженный артист России, актер театра имени М. Ермоловой. Другая внучка Яковлева Анна Алексеевна Некрасова закончила Московское хореографическое училище, а затем режиссерский факультет ГИТИСа. Еще в студенческие годы вышла замуж за однокурсника Б.А. Покровского, ставшего впоследствии директором Большого театра СССР. Их дочь Алла вышла замуж за известного киноартиста Олега Ефремова. В 1963 году у них родился сын Михаил Олегович, тоже очень популярный ныне артист. Потомков очень много. Обо всех трудно рассказать.

    Остается только пригласить всех интересующихся в наш музей, где экскурсоводы смогут ответить на все вопросы.

    – Знают ли потомки Яковлева чувашский язык?

    И. Павлова: К сожалению, нет. Язык немного знает лишь Лидия Дмитриевна Некрасова, правнучка Яковлева, которая также приезжала на открытие памятника в Ульяновске.

    Она москвовед, переводчик. Лидия Дмитриевна отмечает, что на протяжении всей своей жизни ей приходится общаться с чувашами. Вот и сейчас она проживает на даче в Подмосковье с внучками, а соседи у нее – чуваши.

    В заключение хочется сказать, что мне доставило огромное удовольствие общаться с потомками Яковлева. Это очень интеллигентные, высокообразованные, вежливые, деликатные люди. Они достойны своего великого прародителя и с честью, может быть, сами того не осознавая, выполняют завещание их предка всему чувашскому народу: «Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, – успехи непрочные и временные».



    Опубликовано: 02.12.2006 16:11:00
    Обновлено: 02.12.2006 16:11:00
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70