Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(48)-2007 « Электронная версия «

    Оборонительный вал

    Из книги «Немые свидетели истории Карсуна»

     

    На окраине леса северо-восточнее Карсуна имеется еще значительный земляной вал, который тянется на юго-запад до самого леса за р. Карсункой. Это остатки защитных укреплений границ Российского государства, построенных в 1647-1654 годах.

    Об этом в записях царя Алексея Михайловича Романова говорится так: «В прошлом в 155 году (1647 г.) по нашему указу, стольник наш и воевода Богдан Матвеевич Хитрово меж реки Барыш и реки Суры для бережения от татарских приходов учинил новую Корсуньскую засеку на пятьдесят на трех верстах, а подле тое новыя засеки на реке Барыш поставлен город Карсун на самых великих степных татарских проходах».

    Основой укрепленных линий являлась засека – лесные завалы. Создавая вал, рубили деревья на высоте 1-2 аршин от земли и валили их вершинами в сторону оврага. Чтобы затруднить растаскивание завала, срубленные деревья не отделяли от пней. Ширина завала была различной, от 10 до 100 саженей. Кроме завалов, на засечной черте были и другие укрепления: в открытой местности строили земляной вал со рвом, частоколом, надолбы, которые примыкали к стоявшим на черте городам и острогам; там, где позволяла местность, такими укреплениями соединяли естественные препятствия: реки, озера, болота.

    «Корсуньскую засеку» меж реки Барыша и реки Суры» строили крестьяне и ремесленники Курмышского уезда, жившие на расстоянии до 50-60 км от места работы. В следующем, 1648 году Богдан Хитрово получил новое указание – продлить укрепленную черту до Волги. На постройке постоянно работало до пяти тысяч человек, однако строительство затянулось до 1654 года.

    Жизнь первых русских поселенцев края была полна опасностей. Находившиеся за пределами крепостцы, в поле, постоянно подвергались возможности нападения со стороны кочевников. Следы трагедии были обнаружены, например, в 1958 году у Карсуна. На подступах к поселку дожди размыли могилу XVII века, в которой оказалось три скелета – женский и два детских, со следами сабельных ударов. Очевидно, во время налета ногайцев эта женщина с детьми оказалась за крепостью. Сколько таких могил хранится в нашей поволжской земле!

    Место города-крепости Карсун с оборонительной засекой тогда являлось узлом трех основных дорог на Москву: с востока, юго-востока и юга, шедших по безлесным коридорам и перешейкам рек...

    Симбирско-Карсунская укрепленная линия обеспечила освоение русскими всего правобережья теперешней Ульяновской области, и когда под ее прикрытием местность была в основном заселена, появились необходимые условия для нового этапа освоения Среднего Поволжья...

    Дмитрий Редькин



    Опубликовано: 28.02.2007 22:16:03
    Обновлено: 28.02.2007 22:16:03
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70