Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(60)-2010 « Электронная версия «

    Я знаю, вы пролили море слез за меня

    В пятом томе Книги памяти в именном списке бойцов и командиров, уроженцев Ульяновской области, погибших, умерших от ран и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны в 1941–1945 годы есть запись: «Денисов Николай Васильевич, 1923 г.р. д. Карцевка Майнского района Ульяновской области. Призван в СА в 1941 г. Майнский РВК. Рядовой. Пропал без вести 28 февраля 1943 г. в районе г. Лозовая Харьковской области (Украина)».

    Однако главный специалист госархива Ульяновской области Роза Макарова обнаружила несоответствие этой записи реальным фактам. Дело в том, что подлинные письма бойца Красной Армии Николая Денисова, переданные на хранение в архив его родственниками, содержат другую информацию. И по ним можно выяснить, что Николай действительно был призван в армию в 18 лет, с 6 мая 1942 года воевал. В феврале 1943-го он не пропал без вести, а, раненный в бою, попал в плен к фашистам, там чудом дожил до своего освобождения в 1944 году и снова сражался на фронте в частях Красной Армии, скорее всего, в штрафбате. Когда погиб наш земляк, неизвестно. Последние письма 19-летнего Николая, полные любви к родным, беспокойства за них, любви к родине, неиссякаемого желания бить врага, горя за поруганную честь русского народа, датированы 1944 годом. Необычайная нежность Николая по отношению к маме, Надежде Григорьевне, отцу и всем родным обратила на себя внимание работников архива.

    30 августа 1942 года

    Здравствуй, моя дорогая мама, брат Шура, сестра Настя. В первых строках моего письма я Вам сообщаю, что я ещё пока жив и здоров, что нахожусь в действующей Красной Армии. Дорогая мама, вы, наверное, обо мне плачете, не плачьте обо мне, не тужите. Судьба моя решится в недалёком будущем. Скоро откроют второй фронт, и тогда мы противника разобьём в Донских степях. Мама, враг силён, враг хитёр, но он напрягает свои последние силы, он чувствует свою скорую гибель. Это мы видим своими глазами на наших участках фронта, где мы находимся. Мама, вы, наверное, читаете газеты, что враг угрожает сердцу нашей Родины Сталинграду – ну нет, врагу туда никогда не пройти, врагу не видать красавицы Сталинграда.

    Мама, не беспокойся за меня, я буду защищать свою родину, свой народ, Вас, дорогая мать. До последнего моего дыхания будем бить из своих орудий без промаха по фашистским палачам.

    Уже немало положили своих звериных голов фашистские палачи от нашей прекрасной техники, которую дала наша родина – наша коммунистическая партия – наш великий Сталин. Мама, Вы не расстраивайтесь, я защищаю Вас с запада, и мой отец, и защищали два брата, которые погибли на полях сражений, верные воинской присяге.

    Мама, на фронте нас снабжают всем необходимым, недостатков нет. Мама, как вы чувствуете себя. Пишет ли письма мой дорогой отец. Как живёт мой Дядя Федя, бабушка, Виктор, где работает Дядя Стёпа. Учится ли сестра Настя и что думает делать брат Шура.

    Как дело с уборкой в колхозе и работают ли трактора. Вообще, как вы живёте? Вот и всё, что я хотел вам написать.

    Привет всем родным и знакомым.

    13 апреля 1944 года

    Здравствуй, моя дорогая мамочка, сестра Настя, брат Шура и мой дорогой Отец, здравствуйте, дорогие знакомые, Товарищи. Шлю Вам свой боевой привет. В первых строках своего письма я вам должен сообщить, что я в настоящий момент жив и здоров. Дорогие знакомые, близкие, родные, дорогая Мать, разрешите мне написать вам несколько строк о своей жизни, которая прошла за 1 год пробывания в рабском плену фашистских захватчиков. Дорогие родные с моей любимой родной семьёй, с родными, которые, наверное, не считали меня живым, но я ещё жив, нахожусь в рядах Красной Армии. Дорогие родные, я за весь плен пережил нечеловеческий голод, холод, сильно били, насмешки над русскими людьми не было предела, трудно описать, я был ранен в левую ногу и раненого гнали на работу, лучше умереть, но в руки врагу не даваться, иначе помрёшь с голоду или убьют палками. Будучи в плену, я не мечтал никогда, чтобы я написал маме письмо, я так и думал, что смерть моя это голодная смерть.

    Мама, 2 раза мы пробовали бежать из лагеря, но ловили, не удавалось. Мама, кто дома, чем занимаетесь. Где брат Шура, папаня, где Настя, дядя Федя, моя любимая бабушка. Вот что я хотел написать. До свидания, Николай.

    26 апреля 1944 года

    Здравствуйте, дорогие, родные мои мама, сестра Настя и все остальные мои родные. Дорогая Мама, я знаю, что вы меня не считали в живых, но я в настоящее время ещё жив. Дорогая мама, я знаю, что вы пролили море слёз за меня, папу и брата Шуру, не грусти, милая моя, дорогая, от всей Красной Армии решается судьба родины. Дорогая мама, я один год и два месяца был в плену у врага. Но доблестная Красная Армия освободила нас. Я в настоящий момент нахожусь в рядах Красной Армии и иду на фронт. Дорогая мама, в плен попал я, раненный в левую ногу, вот что заставило меня попасть в плен, если б не ранена нога, я убежал бы. Где я попал, в боях за станцию Лозовую 28 февраля 1943 года. Мама, издевательства, которые я пережил за год, я не могу описать на бумаге, если буду жив, расскажу. Трудно описать о этих зверствах. Голод, холод, трудный рабский труд времён древних рабов.

    Мама, иду на фронт, быть может, судьба занесёт меня в твой скромный деревенский угол, быть может, я хоть один раз посмотрю на Вас, моя дорогая. Не грусти, не плачь о нас. Мама, я тоже плакал, когда попал к врагам, я раненый около своего орудия лежал, идти не мог, я остался до последней минуты, бил из орудия до тех пор, пока не сразил меня вражеский танк.

    Мама, я тоже не трусил, расстреливая танки в упор, но плохо то, что не хватило силы воли покончить жизнь самоубийством. Мама, я немного проштрафился перед родиной, потому что попал в плен, ну ничего, мы оправдаем себя. Мама, опиши о жизни нашей деревушки, дай почитать письмо Кирюшину Александру Петровичу.

    Мама, до свидания. Привет родным и знакомым. Вот что я хотел написать.

    До свидания. Ваш сын.


     



    Опубликовано: 08.03.2010 16:20:22
    Обновлено: 08.03.2010 16:20:22
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70