Удивительной по красоте жемчужиной историко-мемориального заповедника "Родина В.И. Ленина" стала
"Симбирская фотография". Подготовительная работа началась еще четыре года назад, а уникальный для
города музей предстал перед посетителями во всей красе совсем недавно - в феврале 2004 года. За
непростую и благородную задачу создания десятого музея заповедника взялась целая группа
единомышленников: проект здания осуществлял "Спецпросктреставрация", ведущим архитектором стала
Л.М. Варюхина, художественное решение музея принадлежало фирме "Станд'Арт". Музей стал результатом
многолетних исследований известного ульяновского краеведа Сергея Львовича Сытина, а научным
консультантом выступил его сын - Алексей Сергеевич. Коллекция снимков и фотоаппаратов
накапливалась в фондах заповедника в течение 20 лет и пополнялась благодаря активному участию
горожан.
Новое просторное здание расположилось в мемориальной части Ульяновска, на территории бывшей
усадьбы А.И. Сахарова. Место выбрано не случайно, а определено самой историей. Здесь с 1904 года
действовало фотоателье, в котором работали первые мастера фотографического дела - Холевин и
Никаноров.
Отражая историю города, края, судьбы простых людей, "Симбирская фотография" все же отличается от
художественных или исторических музеев в узком смысле этих слов. Посетителям предлагается не описание
прошлого, а образно-художественная его интерпретация средствами фотографии. Для того, чтобы
представить фотографическое искусство во всем многообразии стилей и жанров, в музее создано несколько
залов. Проходя по ним, словно на машине времени переносишься из одной эпохи в другую.
Открывая двери музея, посетитель попадает в фотопавильон конца XIX - начала XX веков. Идея
воссоздания в ретро-салоне декораций и атмосферы фотографического ателье стала удачной находкой. По
документальным описаниям подобные павильоны в провинциальном Симбирске представляли собой
небольшие помещения, построенные по строгому архитектурному замыслу. Важно было cooтношение
площадей, определенный угол наклона застекленной крыши, ориентировка на север - все это создавало
оптимальное освещение. Затем помещение заполнялось разнообразной мебелью - от классики до модерна.
Старые мастера опирались на традиции классической живописи и психологического портрета; интерьер,
свет, композиция были для них не простой формальностью, а инструментами, позволяющими раскрыть
характер человека.
По словам работников музея, фотопавильон "Симбирской фотографии" отвечает всем требованиям салона
XIX века. Именно эта часть экспозиции производит самое сильное эмоциональное впечатление на
посетителей. Действительно, войдя в зал, словно окунаешься в море воздуха и света. Приемная,
обставленная старинной мебелью, огромное зеркало в резной раме, коиторный стол, обитый зеленым
сукном, диван - все это подлинные вещи, принадлежавшие семье потомственного фотографа. Здесь же
воссоздан рабочий уголок известного в Симбирске мастера фотографического дела Пирогова.
Посетителям музея наряду с экскурсией предлагают почувствовать себя настоящими клиентами фотосалона
и сфотографироваться па фоне декораций. Костюмы, которые может примерить каждый желающий,
заказывались в театральной мастерской и полностью воспроизводят наряды конца XIX - начала XX веков:
дамам предлагается повседневный наряд провинциальной горожанки в стиле модерн, а мужчинам - цилиндр
и накидка "а-ля Ленский".
Экспозиция второго зала, "связав времен невидимую нить", стремится показать полтора века развития
фотографии в Ульяновске. Самый ранний снимок в Симбирске датируется шестидесятыми годами и
принадлежит Захару Блюму. Уникальны первые зимние фотографии города, сделанные Каганиным по
особой, изобретенной им технике. А на картонном паспарту А.Ф. Горбунова изображена прекрасная
незнакомка - муза Светопись, по преданию, появившаяся с изобретением фотоаппарата.
С появлением в 1890-е годы моментальной фотографии стали возможны снимки детей и животных. Раньше
посетителям фотосалонов приходилось сидеть неподвижно 20-30 минут со специальными держателями для
головы и спины, и тогда процедура фотографирования превращалась в пытку для ребятишек.
В следующем зале в работах фотографов запечатлена история города в XX веке. На рубеже веков получил
толчок к развитию жанр фоторепортажа - своеобразная летопись истории, позволяющая отразить
трагические и революционные события в стране. Фотография из художественного произведения
превращается в документ, достоверно передающий облик прошедшей эпохи. На представленных в музее
фотографиях запечатлены почти все важные для города события: митинги, демонстрации, разрушение
Троицкого собора, появление первых самолетов, волжский мост после пожара и многое другое.
Лейтмотивом, связующим в единое целое времена и жанры, стала тема взаимоотношений города и человека.
Это отразилось и в творчестве двух разноплановых фотохудожников: Маркелычева и Галагозы,
стремящихся передать настроение своей эпохи в 50-70-е годы XX века.
В музее есть еще один выставочный зал - галерея современного фотоискусства. За три месяца здесь были
представлены фотонатюрморты и фотограммы (снимки без использования фотоаппарата) В. Дурнова и
пейзажи В. Селищева. Галерея привлекает не только ульяновских мастеров: частью крупного регионального
проекта стала выставка "Провинция. Нижегородские каникулы" с участием московского фотографа Мухина.
В летние месяцы выставочный зал организует ряд оригинальных выставок и необычных проектов. Семья
Козловских отразит свой взгляд на старинную и современную архитектуру Ульяновска под названием
"Городские сюжеты". Город на срезе времени в разностилевом вернисаже - от традиционализма до хай-тека
- представит на суд зрителей арт-студия "Комбат" (Михаил Вялов, Валентин Юровских).
Концепция музея претерпевает изменения и постоянно развивается. Задуманный первоначально как музей
исторической фотографии XIX века, проект вышел за эти рамки и обратился к современности. Сейчас
посетителям интересно увидеть и развитие технологий XXI века, что тоже входит в планы музея: готовятся
к открытию новые площади, активно развиваются фотовыставки.
Музей "Симбирская фотография" привлекает людей всех возрастных категорий. Основными посетителями
являются, конечно же, дети и школьники, но в субботние и воскресные дни сюда приходят всей семьей.
В наши дни фотография стала делом обычным. Когда-то посещение фотосалона стоило дорого, снимки
бережно хранились и передавались по наследству. Но во все времена искусство фотографии было призвано
доставлять эстетическое удовольствие, дарить приятные воспоминания. Поэтому, среди повседневных забот
не стоит забывать о том, что мы живем для красоты и счастья. Загляните в музей "Симбирской фотография"
и подарите себе и своим близким незабываемое путешествие в прошлое!
Олеся Иваненкова