Мохамед Сахаутдинов - физик-сейсмолог, работал в Академии наук Таджикистана, писал диссертацию и
разрабатывал геофизические методы прогноза землетрясений. В начале 90-х, когда начались национальные
волнения, уехал в Ульяновск. Здесь юношеское увлечение художественными промыслами вдруг переросло в
страсть к скульптуре. "Открытие" глины изменило жизнь физика.
Вообще-то, в душе он - философ. Эстетизм и религия, понятие бесконечности, Время и Рок - вот что более всего
волнует Мохамеда Сахаутдинова. А глина - ключик, которым он пытается отомкнуть тайны бытия.
"Двуединство" - скульптурка со множеством значений. Внимание зрителя притягивает большое ангельское крыло,
которое способно защитить от зла, но взгляд уже падает на полую голову, на зияющую дыру в груди. А что значит
спрятанная за спину рука, и в ней - копье? Авторская концепция строится на законе единства и борьбы
противоположностей: все в одном. Духовное и телесное - неразделимо. Но вот что удивительно: у каждого зрителя
- свое прочтение, и все отстаивают свое видение. Споры вокруг трактовки содержания вызывают и другие работы:
"Призрак величия", "Фортуна", "Синдром неприобретенного интеллекта". Бесспорно одно: творчество скульптора -
что гимн жизни, любви, красоте.
Работает Мохамед и с большими декоративными формами. Скульптура "Клоун" выполнена специально для
Ульяновского областного драматического театра. В скором времени она будет установлена, и ульяновцам
предоставится возможность поразмышлять над нелегкой судьбой лицедея. На первый взгляд, головка обезображена
страданием, но, чем дольше всматриваешься, тем больше красоты и величия находишь в выражении лица Клоуна,
поддерживаемого собственными скрюченными пальцами. Шокирует дисгармония? Но она - в самой сути
профессии.
Другая крупная работа украсила бассейн-фонтан на летней площадке кафе "Березка". Называется она "Омут", хотя
сам автор величает ее "Галатеей". Делалась на заказ, поэтому задача стояла конкретная: "ресторанная" скульптура
должна быть красива! Галатея явилась эротичной, чувственной и прекрасной. Обнаженная фигура и лицо
выражают любовное томление, но и тут автор не обошелся без философского подтекста: женское тело буквально
"облеплено" мужскими руками. Каких только рук здесь нет! И похотливые, и нежные, и грубые, и внимательные
(во всех скульптурах им придается особое значение) - разные руки могут встретиться женщине в жизни, и не всегда
она разборчива. Почему же автор явно пытается защитить грешницу, "вырисовывая" прекрасные, утонченные
черты лица? Как будто бросает вызов: кто безгрешен, брось в нее камень. И камни, к сожалению, летят. С тех пор,
как скульптуру установили на место, она постоянно подвергается агрессии со стороны мужчин: в нее стреляют,
бросают бутылки, порой пытаются ласкать и даже оживить. А наш Пигмалион время от времени навещает свою
Галатею, подлечивает ее раны, подправляет волосы, грудь, лицо.
В настоящее время профессиональная деятельность М.К. Сахаутдинова связана с мебельным дизайном, но он все
активнее проявляет себя как скульптор. Мохамед Камилович - активный участник городских и международных
выставок. Он - член творческого Союза художников России, член международной федерации художников,
личность творческая, ищущая, всесторонне одаренная.
"В местечке, чудном по красоте и скучном по сути, Время текло в плавном., одностороннем движении: сначала
растило, доводило до расцвета, а затем уничтожало все то, что порождала Природа, - так начинается необычная
басня Мохамеда Сахаутдинова. - Эдакая супружеская связь Пространства и Времени, именуемая Случаем, и
явилась причиной тому...", что мы видим на этой странице.