Обучение мастерству было длительным - не один год мастер делил кров и пищу со своими преемниками.
Ремесленная управа решала связанные с обучением спорные вопросы, определяла условия найма подмастерьев,
выдавала аттестаты на звание мастера. "Ремесленная газета" знакомила мастеров со всеми новыми веяниями в
мебельном производстве. И как венец долгой учебы ремеслу, тяжелого труда, таланта столяров выставлена в музее
старинная мебель - большое зеркало в красивой резной раме, кресло-качалка, столы и стулья.
Однако уютный, пахнущий свежеструганным деревом музей со станинными верстаками, токарными станками и
столярными инструментами рассказывает не только о том, как столетие назад с Симбирске делали отличающуюся
чистотой линии мебель. Этот музей - настоящее царство ремесел. Здесь обитают ушедшее в прошлое изготовление
рогожи, здравствующее ныне кузнечное дело, почти забытые валяльное ремесло и плетение из бересты. По
соседству с ними располагаются производство обуви, одежды, а также вновь возрожденные чуткими руками
мастеров гончарное дело и лозоплетение. Каждый пришедший сюда может не только в деталях увидеть весь
процесс производства той или иной вещи, но и под руководством опытных наставников попробовать свои силы в
лепке из глины или плетении корзин - ведь музей задумывался как своеобразная школа ремесел.
Музею всего два года, а он уже разнообразными связями. Его добрыми друзьями стали школы и детские сады
Ульяновска. Но, конечно же, самые дорогие гости те, кто вдохновенно провожит занятия с детьми, - Александр
Васильевич Удалов и Сергей Павлович Безматерных, Надежда Алексеева Асафьева и Мария Николаевна Иванова,
Валентина Александровна Урваева и Валентина Николаевна Антипина. Настоящим мастером стала недавняя
выпускница УлГУ, а теперь научный сотрудник мvзея Татьяна Богдановская - занятия по лепке под ее
руководством в сопровождении увлекательной лекции пользуются необыкновенной популярностью. В просторном
помещении реставрационной мастерской по выходным проходят занятия кружков "Светлица", куда будущие
рукодельницы приходят вместе с мамами и бабушками, и "Реставратор", где мальчики-подростки обучаются
столярному искусству. По старинным рисункам изготовлен гончарный круг для работы кружка "Волшебная
глина". Живую красную глину музею предоставляют фирмы "Керамика" и "Керамос". А вот заготавливаливать
лозу, а потом ошкуривать и варить ее приходится самим мастерам - это труд нелегкий.
Практически все занятия - конек "Столярной мастерской". Со временем сотрудники музея планируют расширить
количество кружков и увеличить время занятий. Но и традиционное направление музейной работы здесь не забыто.
Так, например, весной и летом нынешнего года в музее действовала замечательная выставка "Упаковка: стекло и
рогожа". И если со стеклом все более или менее знакомы (хотя даже знатоков впечатляют осколки бутылок и
штофов, найденные при раскопках Симбирского кремля), то о рогоже почти никто и понятия не имеет. Сплетенная
из мочала, она использовалась как упаковка для перевозки и хранения соли, рыбы, муки, сахара, гвоздей, обшивки
товара. Хорошо сплетенные рогожные кули не пропускали воду и пользовались огромным спросом по всей России.
Продукция рогожного промысла - а в 1910-1911 гг. в Симбирской губернии насчитывалось 5285 кустарей-
рогожников - в большом количестве отправлялась в Москву, Петербург, Ригу, Лодзь и другие промышленные
центры. "Рогожным царством" назвали Симбирскую губернию в 1913 году по итогам Всероссийской выставки
кустарной промышленности. Теперь, пожалуй, нигде, кроме как в музее "Столярная мастерская", не увидишь
полностью собранный рогожный стан с основой, образцы современной рогожи, липовое лыко и мочало... И хотя
рогожа изготавливалась и использовалась еще 20 лет назад, отрезок времени, отделяющий нас от ее "золотого
века", кажется непомерно огромным. Вместивший в себя революции и войны, три смены государственного строя и
научно-технический переворот, он до неузнаваемости изменил и наш быт, и наши привычки. Но вот делаешь
несколько шагов и снова попадаешь в реставрационную мастерскую Дмитрия Кузнецова. И вдруг понимаешь, как
краток миг, протяженностью почти в столетие: перед глазами практически те же станки и те же столярные
инструменты - вся разница лишь в электрическом приводе... И та же прекрасная мебель, любовно восстановленная
мастерами. И сами несловоохотливые мастера не очень довольны, когда их отвлекают от работы - как и прежде.
Инна Буганина