-
Владимир Юрьевич, с какими трудностями Вы сталкивались при осуществлении проекта историко-мемориального заповедника в Ульяновске? - Сразу хочу сказать: у этого проекта были союзники и в Москве, и в Ульяновске. В первую очередь, добрым словом надо помянуть Геннадия Васильевича Колбина, который в то время возглавлял Ульяновскую область: он умел мыслить перспективно и поддержал нашу инициативу из центра. Здесь же, в Ульяновске, был свой энтузиаст, который много лет пробивал идею создания мемориальной зоны, - Сергей Львович Сытин. После празднования 100-летия В.И. Ленина наш город принял современный облик, и Сытин очень болел за сохранение остальных памятников в центральной части города. И вот, под программу празднования 125-летия со дня рождения Ленина на самом высоком уровне было решено подвести новый проект, теперь уже не сноса "ветхого фонда", а сохранения исторической застройки. Эта юбилейная программа помогла осуществить идею создания заповедника в Ульяновске.
Если же говорить о трудностях, то главная из них - это расположение заповедника в жилом центре крупного развивающегося города, где вопросы охраны среды решаются очень сложно.
- А какое место занимает заповедник "Родина В.И. Ленина" в ряду других федеральных заповедников России?
- Это уникальный комплекс, по своей значимости не уступающий самым крупным заповедникам страны. Программа была максималистской: мемориальная территория в 174 гектара! Ни до, ни после - таких крупных образований в России не создавалось. Большая заслуга всех научных сотрудников, что за прошедшие (очень сложные) годы здесь произведен объем работ, который, казалось бы, невозможно осуществить за такой короткий срок, и этот объем сложно соизмерить с работой других заповедных зон. Ощутимый вклад в реализацию проекта внес первый директор заповедника Алексей Иванович Верняков, а также известный архитектор Борис Васильевич Аржанцев. В настоящее время решающая роль принадлежит директору заповедника Александру Николаевичу Зубову.
- Отношение многих российских граждан к Ленину очень изменилось за прошедшие годы, Ульяновский же заповедник носит его имя. Не мешает это развитию заповедника?
- Не думаю. Ведь в целом, интерес туристов, особенно иностранных, к Ленину не угас. И вообще: заповедник - это не ленинская монокультура, это - музей города! Он поднял неизвестный ранее пласт симбирской культуры, внес значительный вклад в архитектурное наследие страны. Скажу откровенно: в социалистическом прошлом идеология часто служила интересам культуры.
- Не получится так, что начнется приватизация учреждений культуры, и плоды вашего труда будут растоптаны? Будущее есть у нашего заповедника?
- Федеральное обеспечение государственных заповедников, конечно же, сохранится. Об их приватизации не может быть и речи. Что же касается заповедника "Родина В.И. Ленина", то он развивается такими темпами, что в его жизнеспособности сомневаться не приходится. Развитие историко-мемориальной зоны в Ульяновске - это уникальный случай, когда реализация идей, выработанных много лет назад, продолжается до сих пор. В настоящее время, совместно с главным архитектором города, дирекцией заповедника и Средневолжским предприятием института "Спецпроектреставрация" мы приступаем к формированию проекта детальной планировки исторической зоны Ульяновска- Симбирска.
Сейчас коллектив ГИМЗ "Родина В.И. Ленина" готовится принять участие во всероссийском конкурсе "Зодчество-2004>. Если рассматривать достижения в плане реставрации и охраны деревянной архитектуры, то у заповедника "Родина В.И. Ленина" мало найдется конкурентов. Он, несомненно, играет ведущую роль в деле сохранения исторического наследия России.