Покровская церковь в Карлинском
Карлинская подгородная казачья слобода или "Куралов городок" - одно из нескольких
десятков военных поселений, возникших в середине XVII столетия при сооруженной в 1647-
1654 гг. Симбирско-Карсунской засечной черте. Считается, что "Куралов городок
карлинских переведенцев" (так слободу именуют в старинных грамотах) существует с 1649
г., когда на левом берегу Свияги, недалеко от Симбирска, была поселена сотня конных
казаков, переведенных к новому рубежу со старой Карлинской черты - той, что проходила по
берегу реки Карла (ныне на территории республики Татарстан).
Кстати, кроме названной слободы, в XVII веке переселенцами с Карлинской черты в
Симбирском крае было основано еще два поселения - Карлинское на реке Гуща (ныне в
Майнском районе) и Карлинское на реке Урень (ныне с. Урено-Карлинское Карсунского
района).
В 1652-1654 гг. на средства "карлинских казаков Куралова городка" в слободе была
построена первая деревянная церковь, освященная во имя Архангела Михаила. Считается,
что этот храм просуществовал до 1767 г., когда его из-за ветхости заменили новой
деревянной церковью. Согласно клировым ведомостям, этот второй деревянный храм
простоял в Карлинской слободе с 1767 г. до начала XX века - более 130 лет.
В 1875 г. симбирский епископ Феоктист посетил Карлинскую слободу и отметил, что
сельская деревянная церковь отличается бедностью, а карлинские прихожане "...заняты
заботами о прибыли через продажу сельских продуктов в соседнем городе и видимо поэтому
не достаточно усердны в посещении храма". Сделанное епископом внушение не осталось без
последствий, и в 1880-х гг. на средства жителей Карлинского в центре села началось
возведение нового каменного храма.
Строительство продолжалась несколько лет и к осени 1897 г. в основном было завершено. Но
еще один год ушел на внутреннюю отделку храма, включая устройство многоярусного
резного иконостаса. Наконец, 1 ноября 1898 г. симбирским епископом Никандром новая
церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После этого некоторое
время в селе было две Покровских церкви - старая деревянная и новая каменная. Позднее,
после двух значительных пожаров в 1900-1903 гг., в Карлинском осталась одна
"...достаточно вместительная и весьма благолепная по архитектуре фасадов и внутреннему
убранству каменная церковь".
В советский период, подобно большинству православных храмов нашего края, Карлинская
Покровская церковь была закрыта, разорена и заброшена. Но, в отличие от многих других,
она не была разрушена. Прочные кирпичные стены храма простояли до конца 1980-х гг.,
когда местные жители взялись за его восстановление. В июле 1990 г., еще до полного
завершения реставрационных работ, старинная Покровская церковь была освящена заново и
стала одним из первых возобновленных православных храмов в границах восстановленной в
1989 г. Ульяновской (Симбирской) епархии.
По своему архитектурному облику пятиглавая каменная Покровская церковь села
Карлинское типична для времени, когда в отечественной культовой архитектуре, после
многолетних экспериментов Константина Тона и его последователей, окончательно
утвердился так называемый "русско-византийский стиль". При всей своей "типичности"
рассматриваемый сельский приходский храм выделяется среди аналогичных сооружений той
эпохи какой-то особой стройностью силуэта, редкой пропорциональностью каждого из его
объемов, необычайной гармоничностью в переходах от целого к деталям.
Казанская церковь в Елшанке
В 2004 году исполняется 180 лет со времени постройки в селе Елшанка Симбирского уезда
(ныне Ульяновского района) каменного приходского храма, который в полуразрушенном
виде сохранился до наших дней и отнесен к числу историко-архитектурных памятников
Симбирского края (Ульяновской области).
Елшанская Казанская церковь (трехпрестольный храм с главным престолом в честь
Казанской иконы Божьей Матери) была возведена в 1824 году и по своему архитектурному
облику близка к ряду аналогичных сооружений, появившихся в Симбирской губернии в
эпоху расцвета русского классицизма. Автором проекта, вероятнее всего, был один из
провинциальных зодчих, возможно, симбирский губернский архитектор Михаил Матвеевич
Рушко.
Строительство каменной церкви в Нижней Елшанке (так в прошлом называлась южная часть
села) велось на средства местных помещиков Топорниных.
Топорнины - старинный симбирский дворянский род, представители которого с XVII века
активно участвовали в освоении "порозжих" (незаселенных) земель Среднего Поволжья. В
XIX столетии среди "симбирских Топорниных" выделялись особой многочисленностью и
богатством потомки капитана Степана Егоровича Топорнина - того самого, что в 1790 году
построил каменный Николаевский храм в родовом имении - селе Топорнино Сызранского
уезда (ныне в Николаевском районе). Один из его сыновей, коллежский советник Федор
Степанович Топорнин, в 1-й четверти XIX века стал владельцем бывшего имения дворян
Суровцевых - села Елшанки на реке Гуще в Симбирском уезде. При Топорниных
(упомянутом Федоре Степановиче, его жене Елизавете Петровне и их сыне Николае
Федоровиче) в Елшанке появились новый господский дом, каменная церковь (1824 г.),
суконная фабрика (действовала в 1840-1862 гг.), конный завод, несколько мельниц и т.д. В
1875 году земли при Елшанке, так же как и многие другие имения в Симбирской,
Пензенской, Самарской и Оренбургской губерниях, перешли по наследству к последней из
"елшанских Топорниных" - Александре Николаевне Топорниной. Она вскоре вышла замуж
за князя Ивана Михайловича Оболенского, после чего, уже как княгиня Оболенская,
оставалась владелицей родового имения до 1918 года.
Алексей Сытин