Не стой в тени - там все живое гибнет.
Но, выйдя в свет, и ты отбросишь тень.
Евгений Родин
Впервые пишу о Мастере, ушедшем от нас так рано, о художнике, знакома с которым
была едва... В молодые годы, в поисках ответа на многие вопросы, мы, молодые
музейщики, искали в произведениях А.И. Дягилева и Е.П. Родина то откровение, тот свет,
который несли они. В выставочных залах вокруг их картин, вокруг самих художников
всегда было тесно. Оба художника (каждый по-своему) были неформальными лидерами.
Жалею ли о том, что робость помешала познакомиться ближе с Родиным? И да, и нет. Да
- потому что многое постигала с опозданием, что-то пропустила безвозвратно. А нет -
потому что личное отношение могло бы помешать воспринимать творчество художника
как полнокровное явление в искусстве.
Времени у Родина было немного, но хватило не только для определения его как
Художника, но и как мастера нового поколения, нового времени.
В этом году Родину исполнилось бы 60 лет. В связи с этой датой в выставочном зале
Союза художников состоялась выставка, которая познакомила современных ульяновцев с
творчеством одного из интереснейших художников 1970-1980-х годов. Без произведений
Евгения Родина невозможно представить художественную жизнь региона этого времени.
Талантливый художник, он обладал редким даром высокого духовного общения.
Евгений Петрович Родин приехал в Ульяновск в 1973 году уже вполне
сформировавшимся художником, после успешного окончания Государственного
художественного института имени В.И. Сурикова (1967-1973), в 1975 году стал членом
Ульяновской организации СХ РСФСР. Родин привез из Москвы атмосферу новаторских
идей, будораживших столицу: театра на Таганке, первых выставок запрещенного тогда
авангарда, мастеров Запада XX века, кинематографа А. Тарковского, современной
литературы, музыки А. Шнитке. Именно в институтской среде Москвы, где вместе с ним
учились ставшие позже "классиками" современного искусства Наталья Нестерова,
Татьяна Назаренко, Ольга Булгакова, формировались новые формы современного
искусства. Это - круг общения Родина, его серьезная школа.
Уже первые работы художника, наполненные духом романтики начала 1970-х годов,
отличались многоплановостью, поисками нового художественно-смыслового решения,
где могли пересекаться фрагменты реальных и воображаемых разновременных событий,
соединенных, словно бы "смонтированных" на холсте. Их строгая логическая
завершенность придавала полотнам цельность и глубину познания мира через
чувствования самого художника. Он заявил себя мастером портрета, как лирического, так
и более острого, даже жесткого, при этом портретам присущи жанровые черты, иногда
повествовательно-бытовые, иногда ассоциативные. Они раздвигали границы портретного
жанра, давали новые возможности для поиска образа современника. Но в его работах
приметы современности никогда "не мешали" глубинному, как бы вневременному
повороту сюжетов и их пластическому воплощению. Монументальность, ощущение
"большого" стиля в живописи и тонкое, наполненное эстетикой начала XX века,
восприятие сути человека, событий, природы, соединялись в единую гармоническую
"картину мира".
Метафорические и ассоциативные возможности придают работам Евгения Родина
последних лет смысл не бытописателя, а художника-философа. Горящая свеча - на земле
или небе, пространстве времени или душе (одна из последних картин "Аvе Маriа") - это
свидетельство особого восприятия мира не через рациональное, а личностное начало.
Елена Сергеева