Публицистика Льва Николаевича - яркая, неповторимая, сочная, а поэзия подкупает
искренностью, искрометностью рифм и образов. Врезались в память полные очарования
стихи "Ностальжи". Эта страничка "Мономаха" так и стоит перед глазами, и так же ясно
вижу я коротко стриженные мальчишеские головы на старой фотографии... Будто в
журнальной публикации спрятался и кусочек моего детства, а ведь случилось оно - на
четверть века позже...
Моё знакомство с Львом Нецветаевым началось в конце 80-х годов уже прошлого
столетия. Это было особенное знакомство, одностороннее. Сначала - с его зданиями. Я
бывала в гостях в красивых двенадцатиэтажках около автовокзала, ходила по центральной
улице мимо салона "Юбилейный", заглядывала в "Дом одежды" на улице 12 сентября и
даже целый год жила в здании, построенном по его проекту (это было общежитие
пединститута). Оно не только не уступает университетским общежитиям в других
городах, но и превосходит многие из них по комфорту. А до чего прекрасны были
прогулки по плоской крыше этого здания! Мы брали гитару, бутерброды, чай и несколько
часов словно парили над городом. Лишь недавно я узнала, что была построена только
треть задуманного комплекса, который, по замыслу архитектора, должен был органично
замкнуть площадь столетия со дня рождения Ленина. "Предполагаемое развитие в
университет разбилось о факт раздачи территории под частные коттеджи. Я тогда уже
ушёл из архитектуры и не мог повлиять", - пишет Лев Николаевич Нецветаев. Остался
только макет - большой пятиугольник неправильной формы с просторной столовой
внутри зелёного двора.
Вторым этапом знакомства с Нецветаевым стали картины. Красивые размашистые мазки
выдают в художнике человека искреннего, порывистого. До чего хорош его рыжий
"Март" (уж о марте, казалось бы, всё сказано самыми великими)! А как динамичен
"Рабочий спуск": безлюдный пейзаж, а ты, зритель, явственно слышишь, как стучат
каблучки по дощатым ступенькам... А "схваченный" художником "Нарядный
натюрморт"? И хитрости-то нет никакой - свеча в гранёном подсвечнике, расписной
самовар, зимний вид за окном (как будто невзначай небольшой кусочек оконного проёма
стал незамысловатым фоном картины), а настроение удивительное - торжественность и
одновременно задушевность, непостижимая высота и отсутствие высокопарности,
лёгкость и основательность, холод русской зимы и тепло домашнего уюта. А всего-то
четыре действующих "лица" (кроме перечисленных - небрежно брошенная на
подоконник вишнёвая скатерть)...
В какой-то момент мне показалось, что в "Нарядном натюрморте" отразился весь характер
Льва Нецветаева: простой и возвышенный одновременно, начисто лишённый зависти и
исполненный света. Думаю, повезло тем, кто знает его как педагога - руководителя
изостудии, наставника молодых архитекторов, организатора детской архитектурно-
дизайнерской студии "Капителька" при музее градостроительства и архитектуры. Мне
довелось только слышать восторженные отзывы его учеников.
А для журнала "Мономах" Лев Николаевич - бессменный член редакционного совета,
талантливый иллюстратор, автор интереснейших статей - в том числе и
искусствоведческих (о Дягилеве и Пластове). Собственно, в редакции "Мономаха" и
состоялся третий этап нашего - теперь уже личного знакомства.
Инна Буганина