Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №2(41)-2005 « Электронная версия «

    Семь футов под килем

    Ульяновску повезло: наш город стал второй родиной контр-адмирала Военно-Морских сил России, одного из первых командиров атомных подводных лодок, командира флагманского корабля атомного подводного флота СССР Игоря Ивановича Вереникина. Человек-легенда из славной морской династии, он прошел героический путь моряка-подводника. Зигзаги судьбы привели его в Ульяновск, а соседство со школой № 86 вылилось в большую и плодотворную дружбу.

     

    Плоды этой дружбы – школьный музей контр-адмирала И.И. Вереникина, шефство над его вдовой, славной фронтовичкой, аллея ветеранов, воспитание учеников на примерах героического служения Родине и множество замечательных традиций, одна из которых – собирать ветеранов в День подводника в стенах любимой Вереникиным школы.

    Праздновался здесь День подводника и в нынешнем году: в школу прибыло более двух десятков моряков-ветеранов. С восторгом смотрела ребятня на черные кители, сверкающие ордена и медали, золотом отливающие кортики, но не о романтике профессии рассказывали им моряки, а о чести и достоинстве, о военном долге и мужестве настоящих подводников.

    Многие ученики отлично помнят красивого, статного контр-адмирала, частого гостя их школы. 25 мая 2001 года они так и не дождались его на последний звонок. Игорь Иванович уже собирался надеть свой парадный китель, как вдруг застонал от боли. Сердце моряка разорвалось. Грустным был для всех ребят и учителей тот последний звонок…

    Парадный белый китель висит в музее школы № 86 (директор Л.А. Голышева, зав. музеем А.Г. Зарубина), которая носит теперь имя контр-адмирала Игоря Ивановича Вереникина. Бережно хранятся здесь личные вещи ветерана, документы, грамоты, фотоснимки. Все ученики отлично знают его биографию и славную родословную.

    Зачинателем морской династии Вереникиных считается воронежский крепостной Егор: более трехсот лет назад помещик Кригер по высочайшему приказу Петра I отправил пращура контр-адмирала учиться морскому делу. Позже флотские традиции поддерживались каждым поколением Вереникиных.

    Игорь Иванович Вереникин родился 21 августа 1926 года в Москве. Ему было два года, когда умерла его мать. Отец, Иван Марьянович, до революции плавал на подводной лодке «Морж» и впоследствии стал флотским офицером. В гражданскую войну, в 1918 году, попал в плен к белым, штабом Деникина был приговорен к смертной казни, но чудом остался жив.

    В зрелом возрасте Игорь Иванович напишет об отце: «В школьные годы я очень гордился своим отцом: членом партии большевиков с 1916 года, боевым членом судового комитета первой бригады подводных лодок Черноморского флота, командиром отряда морских пехотинцев в гражданскую войну, выпускником первого набора курсов высшего начальственного состава ВМФ СССР. К осени 1937 года он был директором строящегося на Камчатке судостроительного завода № 3. Вскоре ему предложили высокую должность в столице. За сутки до отъезда ночью в дверь нашей квартиры ворвались восемь человек в форме НКВД».

    Биография сына «врага народа» была, казалось бы, предопределена: детприемник, спецлагерь, анкета «лишенца», но мальчик шел наперекор судьбе. За 22 месяца пребывания в лагере для детей «врагов народа» он прошел программу сразу трех классов, получив отличные оценки по всем предметам. Стоит вспомнить еще об одном примечательном факте: крестным отцом Игоря был близкий друг отца, знаменитый полярник Иван Дмитриевич Папанин, предрекший мальчику славную карьеру моряка.

    В 1943 году Игорь Вереникин ушел добровольцем на фронт и – ох, уж эта судьба! – попал на флот, стал торпедистом, а через год был направлен в военно-морское училище имени Макарова, вместе с другими курсантами участвовал в боях с японской флотилией. Окончательную победу над врагом Игорь Иванович встретил на том самом корабле дальневосточной эскадры, где в августе 1945 года японцы подписали документ о капитуляции.

    Наступило мирное время, Игоря послали в Ленинград на курсы минеров, тогда и нашел молодой моряк верную подругу, спутницу жизни, с которой прожил до последнего своего дыхания, ровно 50 лет. Женой будущего адмирала стала смелая фронтовичка Валя. Чтобы попасть на фронт, она подтерла в паспорте дату рождения, прибавив себе один год, и пошла на курсы санинструкторов.

    «Я закончила войну в Праге, – рассказывает Валентина Васильевна. – Всегда с гордостью произношу полное название нашей бригады: 61-я гвардейская танковая Свердловско-Львовская, Краснознаменная, орденов Ленина, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого. Впоследствии она вошла в состав 10-го гвардейского добровольческого Уральского танкового корпуса. Мы участвовали в боях на Орловско-Курской дуге, под Вислой, в Одерской операции, освобождали Львов, Польшу, Чехословакию. Подо Львовом я пережила страшные минуты: попала в лапы к немцам, уже распрощалась с жизнью, но спасли свои, танкисты. При освобождении Кракова и Праги мы старались сохранить исторические и архитектурные памятники, хоть это и было очень нелегко.

    После окончания войны я приехала в Ленинград и здесь познакомилась с Игорем Ивановичем. Мы решили обвенчаться. Венчались, конечно же, тайно, в Александро-Невской лавре. Позже зарегистрировали брак по советским законам. 50 лет прожили мы очень счастливо, правда, когда я подсчитала месяцы, проведенные Игорем Ивановичем в море, оказалось, что вместе мы были лишь 25 лет. Но зато какие это были годы!»

    Карьера Игоря Ивановича складывалась далеко не просто. В ответственные рейсы Вереникина долго не пускали (полная реабилитация отца состоялась лишь в 1956 году), но эрудированный, любознательный и дружелюбный моряк быстро завоевывал доверие командиров, и его мечта стать подводником все же осуществилась: его приняли в команду подводной лодки, которая называлась «Малютка». А вскоре Игорь Иванович поступил в Ленинградскую военно-морскую академию.

    Он служил на всех типах подводных судов, а в 1959 году принял под командование первую оснащенную ядерным оружием атомную субмарину на Тихом океане и одним из первых начал осваивать новую технику.

    В 1971 году Постановлением СМ СССР И.И. Вереникину было присвоено звание контр-адмирала.

    Служба была строго засекречена, и многое из деятельности Игоря Ивановича не знала даже жена. В перестроечное время он отшучивался, что прошел огонь, воду и медные трубы. Валентина Васильевна же рассказала, как много пришлось пережить им обоим: ему – и тонуть, и гореть, ей – ждать, плакать, волноваться.

    С особым удовольствием Вереникин вспоминал свой длительный поход по Индийскому океану. Под его руководством эскадра из 17 вымпелов, двух противолодочных кораблей, двух атомных подводных лодок пересекла океан, посетив 14 государств. Везде моряков встречало руководство стран и многочисленные журналисты, которые, как сговорившись, называли Игоря Вереникина «лицом» советского флота. О целях и задачах похода адмирал не рассказывал, зато весело хвастал: в Индии покатался на слонах, в Ираке любовался деревом, плоды которого вкусили Адам и Ева. По возвращении из похода И.И. Вереникин занял пост командира соединения подводных атомных ракетных лодок.

    Близким другом Игоря Ивановича еще с юности был знаменитый писатель-моряк Валентин Пикуль. Дружили семьями, даже когда у Валентина Саввича образовалась вторая семья. В доме контр-адмирала хранятся тома произведений В. Пикуля с сердечными автографами автора.

    Незадолго до переезда в Ульяновск, в Георгиевске, Игорь Иванович познакомился, а затем подружился с мичманом, чудом спасшимся после затопления подводной лодки «Комсомолец». Вереникин всегда выражал беспокойство за судьбы подводников и оказывал всяческое содействие ветеранам. «Как же он радовался, - вспоминает Валентина Васильевна, - когда узнал, что Александр Иванович Маринеско, потопивший немецкий лайнер, на борту которого было восемь тысяч немцев (60 экипажей специалистов-подводников), наконец-то получил звание Героя Советского Союза! Но Игорь Иванович не мог успокоиться, что заслуги Маринеско были признаны только после его смерти».

    Перестройка застала И.И. Вереникина в Латвии, куда он был переведен в 1973 году на должность главнокомандующего государственного инспектора по регулированию и использованию вод Латвии. Здесь он стал членом ЦК КПСС Латвии, депутатом городского Совета народных депутатов. По известным причинам в 1990-е годы семья контр-адмирала вынуждена была покинуть Латвию. Вереникины переехали в Георгиевск. Здесь Игорь Иванович развернул активную общественную деятельность: разыскал 1200 моряков-подводников, создал совет ветеранов, создал военно-морской музей. После второго перенесенного инфаркта по совету врачей он выбрал для жительства город на Волге.

    Недолгим оказался ульяновский период жизни Игоря Ивановича Вереникина, но удивительная способность этого мудрого и доброго человека притягивать к себе людей подарила ему много друзей в нашем городе. Не успел он поселиться в Заволжье, как под его магнетическое обаяние попали все моряки-подводники. Главным пожеланием контр-адмирала было объединение ветеранов в общественную организацию, чтобы развернуть активную деятельность и направить ее на патриотическое воспитание молодежи, на сохранение славных морских традиций.

    Хлопотами Игоря Ивановича Вереникина в Ульяновске был поставлен памятник юнгам Северного флота времен Великой Отечественной войны. Успел создать он и Морское собрание.

    После смерти контр-адмирала организацию возглавил Николай Алексеевич Власов. Сегодня ульяновские ветераны-подводники воспринимаются как дружная, сплоченная семья – не случайно таким большим составом приходят они в школу в День подводника, чтобы почтить память старшего товарища.



    Опубликовано: 05.05.2005 17:45:49
    Обновлено: 06.05.2005 19:15:24
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70