Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(40)-2005 « Электронная версия «

    К юбилею Д.И. Архангельского

    "Нет на свете дела труднее, чем писать простую честную прозу о человеке". Невольно вспоминаешь эти слова Э. Хемингуэя, читая многочисленные очерки Н.И. Яценко о жизни и творчестве нашего земляка, художника Д.И. Архангельского. В каждом из них автор раскрывает все новые и новые грани личности этого удивительного человека; его он считает тем идеалом человеческой личности, который начертан великими гуманистами мира.

     

    Николай Ильич знал Д. Архангельского, встречался с ним, переписывался. Многие годы состоял в переписке с его старшей дочерью Галиной Дмитриевной Невзоровой, внучками - Нонной Николаевной Шелаевой  (дочерью Галины Дмитриевны) и Натальей Андреевной Мешалкиной (ее мать, Нонна Дмитриевна, была младшей дочерью художника).

    За годы общения с семьей Архангельских у Николая Ильича сложился обширный архив, который накануне 120-летия со дня рождения Дмитрия Ивановича он передал в дар Музею-мемориалу В.И. Ленина.

    Это, прежде всего, 119 писем художника. Они небольшие по объему, в основном на одной страничке. О чем эти письма?

    Дмитрию Ивановичу уже за восемьдесят. Поэтому естественно, что в письмах он сообщает о своем здоровье и в то же время о том, что каждую «передышку» болезни использует для работы. «Пишу ежедневно и пишу, как всегда, с удовольствием», «Тема старого Симбирска не иссякает, а растет».

    Дмитрия Ивановича интересует все, что связано с культурной жизнью родного города. По его просьбе Николай Ильич сумел организовать подписку на «Ульяновскую правду», посылал ему книги ульяновских писателей и поэтов. Особенно благодарен он был за книгу стихов Н. Рябинина: "Она меня растрогала до того, что я даже плакал (от радости), потому что увидел в ней мысли, которые меня направляли в том же направлении".

    Дмитрий Иванович поддерживал переписку с земляками, в письмах к Николаю Ильичу передавал им приветы и очень тепло о них отзывался. Это: Александр Николаевич Блохинцев - «большой мастер добывать интересный краеведческий и исторический материал»; Маркелычев Александр Иванович - «чудесный человек», с которым его связывала многолетняя дружба; Олег Вячеславович Рождественский - «поэт природы ранга Пришвина». Он был учеником Дмитрия Ивановича по 3-й советской школе 2-й ступени. В тот период, о котором идет речь, работал в отделе природы областного краеведческого музея, на страницах «Ульяновской правды» ежемесячно на протяжении нескольких лет публиковал прекрасные по языку и стилю «Заметки фенолога», которыми Дмитрий Иванович восхищался и бережно их хранил.

    Очень тепло он писал о Нине Ивановне Никитиной, многие годы проработавшей заведующей библиографическим отделом, зав. краеведческим сектором, старшим библиографом отдела краеведения Дворца книги. Оказывается она «с раннего детства встречала меня на улицах».

    Часто посещал Дмитрия Ивановича Михаил Алексеевич Кубарев - «неугомонный и любезный человек». Он был сыном родоначальника династии симбирских фотографов Алексея Евсеевича Кубарева. В конце 1930-х годов сделал для Дома-музея В.И. Ленина сотни фотографий ленинских мест города, интерьеров и предметов обстановки Дома-музея. В 1952-1953 гг. его снимки были использованы для серии фотооткрыток с видами Ульяновска.

    Бывал в Родниках и Матвей Филиппович Шарымов - артист  Ульяновского драматического театра, уроженец Прислонихи. Он увлекался живописью, и его учителями были А.А. Пластов и Д.И. Архангельский.

    Велась переписка краеведческого характера с Сергеем Львовичем Сытиным.

    Дмитрий Иванович пережил многих своих симбирских друзей. В своих письмах он скорбит о смерти  Михаила Михайловича Радонежского, организаторскими способностями которого восхищался, Панина Петра Григорьевича.

    12 мая 1972 г. умер любимый ученик Д. Архангельского Аркадий Александрович Пластов. С душевной болью и горечью Дмитрий Иванович писал о полученной из Прислонихи телеграмме со столь печальной вестью, о том, что Ульяновск понес большую потерю, о необходимости увековечения памяти Аркадия Александровича; сообщал об устроенной им в Родниках выставке, посвященной памяти А.А. Пластова.

    В июне 1976 года Дмитрий Иванович писал: "Дорогой Николай Ильич! На днях мы всей семьей побывали в Москве на интереснейшей выставке А.А. Пластова, где просмотрели более 500 вещей: картин, портретов, иллюстраций. Их никогда не забудешь. На выставке нас сопровождал сын А.А. Пластова, попутно я и Н. Пластов многое вспоминали... Я крепился, чтобы не плакать".

    "...все еще разбираюсь в своих работах. Ведь я начал работать еще в 1905 году". "Живу  воспоминаниями. Просматриваю свой рабочий архив..." Это строки из писем. И еще: "...представьте себе, нашел письмо А. Пластова ко мне. В нем он пишет о моих акварелях - выставке в Доме журналиста в 1955 г., когда мне исполнилось 70 лет. Это Вам подарок".

    Вот отрывок из этого письма А. Пластова: "Немногим более 50 лет я знаю этого человека и его светлое искусство. И ни разу оно за это время не помутнело, не ослабло. Оно  горит ровным пламенем, и несколько поколений людей, впервые увидевшие красоту жизни при свете этого пламени, никогда не забудут, что это он, Д.И. Архангельский, необыкновенной скромности, поразительного трудолюбия и  оптимизма человек, научил их любить искусство, понимать его, жить им каждую минуту своего бытия, видеть в нем смысл жизни".

    20 августа 1977 г. Дмитрий Иванович перенес экстренную хирургическую операцию. Ему шел девяносто третий год.

    11 сентября Н.И. Яценко получил очередное письмо из Родников, написанное Н.А. Мешалкиной - внучкой Дмитрия Ивановича: "Здравствуйте, Николай Ильич! Я Вам отвечаю, потому что дедушка пока не может, сил маловато. Но он у нас молодец!!! Ведь он перенес операцию". Рукой Дмитрия Ивановича сделана приписочка: "Спасибо Вам за добрые письма. Хожу по комнате. Многое вспоминается: Ваш Архангельский".

    После операции Д.И. Архангельский прожил еще два с половиной года. Умер он 13 января 1980 г. в возрасте 95-ти лет.

    В одном из писем Н.А. Мешалкина писала Николаю Ильичу: "Я не забываю, что Вы были до последних дней жизни Дмитрия Ивановича его верным и единственным ульяновцем, который не прекращал присылать письма. Это была его радость. Это была весточка с родины. За это Вам спасибо".

    Кроме писем Д.И. Архангельского Николай Ильич передал в музей и его подарки: акварели с видами Симбирска и Подмосковья, линогравюры по рисункам А. Пластова, рисунок  А. Пластова «Домик в деревне», открытки 1916 г. на тему  военного заема, открытки 1929-1930 гг., отражающие социалистическое строительство, открытки и лотерейные билеты периода Великой Отечественной войны, книги с автографами художника и др.

    Многие годы Н.И. Яценко переписывался с Галиной Дмитриевной  Невзоровой - старшей дочерью Д.И. Архангельского. За 16 лет переписки  получил от нее 269 писем, это почти две тысячи страниц рукописного текста. Последнее письмо пришло 4 октября 2001 года. 9 мая 2002 года Галина Дмитриевна скончалась на 94-м году жизни. Незадолго до смерти она написала замечательные слова: "Жить надо так, чтобы не пропустить ни одного мгновения радости".

    В 1985 г., отвечая на предложение Николая Ильича написать книгу об отце, сказала, что это невозможно по ряду причин и предложила поделиться своими «мемуарами», которые он мог бы использовать в своей литературной работе.

    Из ее писем-воспоминаний можно почерпнуть самые разнообразные сведения о Дмитрии Ивановиче, его жизни, творчестве, увлечениях, пристрастиях, привычках, вкусах; о Симбирске, проживании семьи в нем; семейном укладе и обычаях; о жизни семьи после отъезда из Симбирска, о каждом из членов семьи и многое другое.

    Она писала воспоминания на какую-то определенную тему или отвечала на конкретные вопросы, заданные Н.И. Яценко.

    Возникает вопрос: как могли сохраниться в памяти порой даже мельчайшие детали? Во-первых, на протяжении своей долгой жизни, как следует из писем, она вела дневники и записи. Во-вторых, рассказы отца. "Все, что было дорого или интересно, - пишет Галина Дмитриевна, - папа повторял много раз. Слушал я всегда с большим вниманием, не перебивая, не задавая вопросов, чтобы не нарушать хода мыслей моего дорогого, старого отца, так много знавшего и повидавшего на свете".

    Когда она затруднялась или не была уверена в достоверности того или иного факта, то советовала обратиться к Наталье Андреевне Мешалкиной, в распоряжении которой находится обширный архив Д.И. Архангельского.

    "Отец всегда считал себя счастливым человеком, - писала Г.Д. Невзорова, - И в 90 лет он ежедневно писал акварели, а карандашом рисовал до последних дней".

    "Недавно я читала Паустовского. В его произведениях нашла строчки, которые целиком можно было бы отнести к дорогому и любимому моему отцу: "При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания  цветущей земли, полуночного неба и слез, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им". А творчество Дмитрия Ивановича имеет еще особенность - задушевность, тепло душевное и детскую радость бытия, которую он отдавал людям".

    Вскоре после кончины отца Галина Дмитриевна начала писать сказку «Старинный город» и хотела, чтобы герой сказки, немолодой художник, напоминал бы Дмитрия Ивановича Архангельского.

    83 письма были получены от внучек Д.И. Архангельского. Каждая их строка проникнута бесконечной любовью и нежностью к Дмитрию Ивановичу: "Пока мы жили с дедушкой вместе, я была самым счастливым человеком" - писала Н.А. Мешалкина.

    Общение в Д.И. Архангельским, его дочерью и внучками, своеобразный творческий союз с ними, позволили Николаю Ильичу создать целую серию очерков, а в 1993 году вышла в свет его книга «Озаренные радугой». В книге, представляющей собой записки библиофила, рассказывается о многолетнем поиске автором фактов, связанных с жизнью и творчеством французского писателя  А. Сент-Экзюпери и русского художника - симбирянина Дмитрия Ивановича Архангельского. «Отдавший себя людям» - так называется та часть книги, которая рассказывает о Д.И. Архангельском.

    Галина Дмитриевна однажды назвала Николая Ильича «самым прекрасным и самым верным другом семьи». После выхода книги в свет он подарил ее родным Дмитрия Ивановича, как до этого посылал им все свои газетные публикации.  После внимательного прочтения книги Галина Дмитриевна  прислала письмо, которое явилось своеобразной рецензией на книгу. А чуть раньше написала: "Именно благодаря Вам не будет предано забвению имя моего любимого отца на его родине. И это Вы делаете по доброй воле, по велению своей души, искренне. И то, что в каждой Вашей статье о Д.И.А. всегда есть самое доброе чувство, преданная к нему любовь, которая Вам не изменяет, делает Ваши статьи особенно ценными и убедительными. Я думаю, что именно это качество должно покорять читателей".

    Наталья Андреевна Мешалкина писала: "Когда читала Вашу книгу, слезы непроизвольно лились из глаз. Было и грустно, и тоскливо, и,  конечно, радостно, что Ваша книга увидела свет! Это прекрасно!".

    Все материалы, безвозмездно переданные Н.И. Яценко Музею-мемориалу В.И. Ленина, где имеется большая коллекция работ Д.И. Архангельского, с благодарностью приняты на хранение в фонды и будут представлены на выставке к 120-й годовщине со дня рождения художника. Они представляют собой большой интерес для исследователей жизни и творчества нашего талантливого земляка. Письма же, а их 471, интересны и сами по себе как прекрасные образцы умирающего в наше время эпистолярного жанра.

    Валентина Костягина




    Иллюстрации:

    Архангельский


    Опубликовано: 06.04.2005 01:26:51
    Обновлено: 20.05.2005 21:25:31
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70