Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(44)-2006 « Электронная версия «

    Мистика старой Испании

    Музей, являясь собирателем и хранителем культурных ценностей, представляет интегрированный знак культуры, где каждый экспонат, а также событие или действие, связанное с ним, имеют определенное смысловое, предметное и эмоциональное значение. Каждый музейный знак обращен к прошлому, по отношению к которому человек находится на временной и пространственной дистанции, но способен преодолеть этот барьер через искусство. Залы музея, наполненные бесценными знаками культуры, - это те же дороги, проходящие по родной и чужим странам, по судьбам как отдельных людей, так и целых народов, уводящие порой в самые экзотические природные, социальные и культурные миры. Таким миром является испанская школа живописи в экспозиции художественного музея. Здесь представлены картины периода необычайного подъема испанской живописи конца XVI - начала XVII века.

     

    Испанская живопись встречается в музеях нечас­то, поэтому пять испанских картин, переданных Ульяновскому областному художественному музею в 1929 году Пушкинским домом Академии наук, представляют особую ценность. Интерес к ним зрителей и исследовате­лей не угасает. Каждый раз при обращении к испанским полотнам возникает особое чувство прекрасного, мисти­ческого сопричастия этой культуре конца XVI - начала XVII века.

    Наивысшего политического и экономического расцве­та Испания достигла в XVI веке. А расцвет литературы и театра, освещенный именами Сервантеса и Лопе де Вега, как и культуры в целом, обозначился лишь к XVII столетию, которое названо «золотым веком» испанской живописи.

    У испанских художников было два основных заказчика: первый - это двор, богатые испанские гранды, аристок­ратия, и второй -церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень вели­ка. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Суровость судьбы испанского народа, своеобразие быта выработали специфическое мировоззрение испанцев. Религиозные идеи, которыми освещено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах ре­альной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. Даже идеал народного героя выражен в испанском искусстве через образы святых.

    Высшие достижения в изобразительном искусстве Ис­пании XVII века связаны с живописью. Основной сферой деятельности испанских живописцев была религиозная алтарная картина. Этот жанр представлен в Ульяновском областном художественном музее тремя полотнами.

    В картинах испанских художников ничто не рассчитано на внешний эффект. В них поражает страстность чувства и суровый драматизм, а патетика обусловлена силой и искренностью духовного переживания.

    Несколько произведений испанских мастеров дают представление о «золотом веке» испанского искусства. Картина «Святое семейство» долгое время числилась в музее как произведение неизвестного испанского художника второй половины XVII века. Однако при изу­чении выяснилось, что картина создана гораздо раньше и принадлежит кисти Луиса Моралеса (1509-1586). По мнению искусствоведа Н.В. Спешиловой, тема мадонны не является характерной для испанского искусства. К ней обращались немногие испанские мастера. Среди них особое место принадлежит Луису Моралесу из Бадахоса (Эстрамадура). На его творчество оказали влияние мис­тические и религиозные учения, которые придали его произведениям особую экзальтированность. Тщательная проработанность деталей у Луиса Моралеса не переходит границ, не нарушает монументальности образов. Фи­гурам, заполняющим почти всю поверхность картины, Моралес сообщает величавую неподвижность, но лицам придает как можно больше выразительности.

    У Моралеса встречается два типа мадонны: это образ пожилой страдающей женщины с ярко выраженными чертами горя, страдания и экзальтации, и образ молодой матери с младенцем, в котором чувствуется внутренняя взволнованность и углубленное самосозерцание. Мадонна этого типа особенно близка мадонне Ульяновского музея. Образ очень поэтичен, интимен: бледное, утонченное лицо со слегка удлиненным носом, большим лбом, высо­кие, тонко прорисованные брови с широкой переносицей, крупные веки опущенных глаз, маленький, изящный подбородок с ямочкой под нижней губой, подчеркнутой тенью. Манера изображать одну грудь обнаженной, а ухо открытым, плавные движения рук с пухлыми удлиненны­ми пальцами — характерные символы кормящей матери.

    Несколько иначе, чем мадонна в ульяновской картине, изображена фигура святого Иосифа. Он кажется земным, реальным, с особым чувством телесности написаны мор­щины на лице, суставы пальцев. Колорит картины более теплый и темный. По-видимому, это связано с тем, что в Испании было принято писать мужские фигуры иначе, более темными по цвету. Тщательно выполненное, избо­рожденное морщинами лицо Иосифа, с коротким взгля­дом небольших глаз выражает смирение и умудренность. Руки, которые всегда имеют такое большое значение у Моралеса, здесь также играют важную роль.

    Картина написана тонкими, длинными, едва про­сматриваемыми мазками, идущими сверху вниз. Они то сгущаются в тенях, в складках одежды, приобретая густой, более насыщенный, почти черный тон, то почти растворяются на лице. Звучный, насыщенный колорит с преобладанием холодных тонов в контрасте с черным глу­хим фоном, отличается благородством и сдержанностью. Подлинность картины не вызывает сомнения.

    Учеником знаменитого испанского художника Эль Греко, Тристаном Луисом, написана картина «Скорбящая мадонна». Тристан Луис писал картины на религиозные сюжеты, но трактовал их в реалистическом ключе. В на­шей картине художник создает глубоко трагический образ на библейский сюжет - «мадонна пред крестом распятого Христа». Неутешное горе матери художник передал через скорбное, измученное лицо с заострившимися чертами, с выплаканными, покрасневшими от слез глазами. Вы­разителен жест безнадежно сомкнутых рук. Складки ее покрывала, написанные пастозными неровными мазками, передают трагизм образа.

    На многих испанских художников большое влияние оказали мистические и религиозные учения. К таким живописцам можно отнести Хуана Вальдеса Леаля (1622-1690), основателя Севильской Академии искусства. Большинство его картин - сцены чудес, мучений святых, мистические аллегории. Наиболее знаменитые произве­дения — «Аллегория смерти и бренность» и «Иероглифы смерти» — находятся в церкви Коридад в Севилье.

    Страстное, темпераментное искусство Леаля проникну­то мрачностью и трагизмом. Картина «Святой Франциск» значительна по размерам. На холсте изображен старик-монах, погруженный в глубокий мистический сон. У него лицо аскета, отрешенного от земной жизни. Ослабевшие руки едва удерживают большой деревянный крест и че­реп - символ бренности, скоротечности земной жизни. Черное одеяние подчеркивает пластику, объемность тела. Монах изображен в тени деревьев. В верхнем углу, слева, словно в ирреальном свете, спускается младенец с венком в руках. Фигура святого кажется фантастичес­ким видением, но становится реалистически осязаемой в материально написанных деталях: череп, голова, рука. Колорит отличается необычайной цельностью и единс­твом. Доминирующий черный цвет богат сложными тональными оттенками - от глухого черного в одежде до серовато-оливковых, сиреневых и прозрачно-серых оттенков там, где в ирреальном свете спускается ангел.

    Сюжет картины до сих пор определяется неточно. Воз­можно, изображено явление младенца Христа Антонию Падуанскому, так как череп, крест и младенец Христос являются атрибутами святого Антония. Хотя здесь глав­ное - не сам сюжет. Для зрителя важно, что перед ним традиционное изображение католического монаха, и ко­нический знак испанской культуры. Все символично в этой картине и подчинено законам испанской живописной школы: череп в левой руке монаха — символ отречения от земного бытия, католический крест в правой руке символ аскезы, образ самоотречения, крупные четки - знак неустанной молитвы.

    Полотно имеет огромную ценность, поскольку является единственным законченным произведением Вальдеса Леаля, находящимся в нашей стране.

    Анна Карвалейру



    Опубликовано: 03.04.2006 15:14:17
    Обновлено: 03.04.2006 15:41:02
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70