О цели христианской жизни (Из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым)
Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божия, и это - цель жизни всякого христианина, живущего духовно.
Заметьте, что лишь ради Христа делаемая добродетель приносит плод Духа Святого...
Некоторые из толкователей Священного Писания говорят о елее, недостававшем у юродивых дев, что елей тот были добрые дела, которых будто бы у них недоставало. Но такое разумение есть неправильное толкование. Как же у них был недостаток в добродетелях, когда они, хотя и юродивыми, все-таки девами называются?! А девство есть самая высочайшая из всех добродетелей добродетель...
Другие говорят, что у них елея милости и милосердия не хватало, но и это едва ли так... Творя добродетели, девы сии по неразумию своему духовному полагали, что в том-то лишь состоит дело христианское, чтобы одни добродетели делать... А получена ли хоть малейшая благодать Духа Святого через сотворенную добродетель, до нее и дела не было творящему ее.
Про подобных-то дев святой Антоний Великий говорит в письмах своих к монахам: «Многие монахи и девы, достигши великих степеней, не имеют ясного понятия и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - Божия всесовершенная и спасительная, вторая - собственная, своя человеческая, если не пагубная, то и неспасительная, и третья - бесовская пагубная». И эта третья, вражеская, воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия и для одного добра, а не ради Христа. Вторая, собственная воля наша научает нас делать все в угождение наших похотей... Но первая, воля Божия и спасительная, лишь в том состоит, чтобы делать добро и добродетель единственно для стяжания Духа Святого, как для сокровища неоскудеваемого, которое и есть тот елей, которого недоставало у юродивых дев, не обращавших на приобретение его ни малейшего внимания... Поэтому-то девы сии и названы юродивыми, так как забыли о плоде добродетелей, необходимо нужном, то есть о благодати Духа Святого, без Которого и спасения никому нет и быть не может...
Вот это-то и есть тот елей, при избытке которого у дев мудрых светильники душ светло гореть могли, так что они и жениха, в полунощи пришедшего, дожидаться стали с горящими светильниками, и в брачный чертог вошли радуяся, а юродивые, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери затворены были. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенного и не допустившего их к жениху, - смерть человеческая; девы мудрые и юродивые - души христианские; елей есть получаемая через добрые дела наши благодать Духа Святого...
Итак, всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но более всего их дает молитва. Ибо, например, захотели вы в церковь к службе Божественной сходить - да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему милостыню дать - да либо нищего нет, либо нечего
дать... А до молитвы это уже никак не относится: на нее всегда возможность есть и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.
Вот вы за великое считаете счастье с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней, то что говорить о Самом Господе, неоскудевающем источнике всякой благостыни и небесной, и земной. А молитвою мы с Ним, Самим Всеблагим Всетворцем Господом Богом и Спасом душ наших, беседовать удостаиваемся...
Так желал бы я, ваше боголюбие, чтобы и вы рассуждали, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет. Если в Духе Божием, то благословен Бог, не о чем горевать, хоть сей час на Страшный суд Христов, ибо в чем застану, а том и сужду. Если же нет, то надобно разбирать, отчего и по какой причине Господь Дух Святой изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святой сыщется и снова будет с нами Своею благодатью.
***
Когда же я, Мотовилов, спросил его, великого старца Серафима, «как же я и почему именно узнаю, что я в Духе Божием или нет», то он, возложив руки свои на плечи мне, сказал:
- Да вот, ваше боголюбие, мы оба теперь с вами в полноте Духа Божия. Что же вы мне, убогому Серафиму, в глаза не глядите?
Я ответил:
- Не могу, потому что из них молнии светятся, и у меня глаза ломит, и я не могу смотреть на вас, батюшка отец Серафим, потому что вы светлее солнца.
И он сказал мне:
- Да ведь солнца нет и день-то пасмурный, то как же это?
Я отвечал:
- Знаю, что солнца нет и что пасмурный день, но ваше лице светлее солнца стало, и глазам моим больно. Свет этот колет их, и мне нельзя смотреть на вас.
И он отвечал, склонившись главою своею над правым ухом моим:
- Да и вы ведь и сами точно в таком же именно свете находитесь благодатном, а то бы и видеть вам того нельзя было.
В это время лице его как бы вышло из-под молниеносного света, и свет остался только кругом лица его, на далекое пространство.
- Что же чувствуете вы теперь? - спросил он меня.
- Такой мир, - отвечал я, - в душе моей, что никаким словом того выразить нельзя.
- Это тот самый мир, - сказал мне отец Серафим, - про который сказано: Мир Божий, всяк ум превосходящий, то есть никаким словом человеческим выразить его нельзя...
Но в таком благодатном состоянии и я, убогий Серафим, не всегда бывал, а только изредка испытывал это же самое. И многие святые и угодники Божий целый век в пустынях жившие и даже нетления мощей своих удостоившиеся того не испытывали, как Господь повелел теперь мне сказать вам... Будете всегда и твердо помнить, ибо это не для меня, а для вас Господь изволил явить нам обоим, для того, чтобы вы сами, по своему собственному опыту знали, как люди Божий бывают в полноте Духа Божия, ибо это крайняя Его полнота, и в таком состоянии долго и пробыть нельзя... Помнить же это вы будете твердо и навсегда, ...а если хоть и сколько-нибудь подобное будете ощущать в себе, то знайте, радость моя, что вы в Духе Божием...
При этом необходимо знать, что Господь Бог Дух Святой изволит оставлять людей по трем причинам. Именно потому, что если они согрешат. Нужно знать, что все грехи разделяются главным образом на три степени. Первые - меньшие и легкие грехи, хотя и неугодные благости Божией...
Но есть вторые по тяжести грехи, разлучающие нас от Бога и отгоняющие от нас благодать Его. Но и в этих грехах, если скоро и от души покается человек, то снова может приобрести благодать Божию... Почему и апостол Павел изволил сказать, что нет греха, побеждающего милосердие Божие...
Всегда надобно при этом разбирать, каким именно грехом прогневали мы благость Божию, что Дух Святой отступил от нас? И когда, перебрав грехи, нападем именно на тот самый грех, который именно оскорбил Господа Бога, Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священнотайно: «Вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!» И тогда нам скоро с сокрушенным сердцем и со смирением следует прибегать ко Господу, и Он с любовью простит нас и помилует нас возвращением даже еще большей благодати за то, что не отчаялись в милосердном всепрощении Божием, а через это победили врага и человекоубийцу - диавола...
Так вот две причины, почему Господь Бог Дух Святой отступает от нас видимым и ощутительным присутствием за грех с нами бывший.
Но есть третья причина и, можно сказать, беспричинная причина, по коей благодать Всесвятого Духа изволит иногда оставлять даже человека богоносного. И это уже попускается от Самого Господа Бога испытывать сим лишь только крайне укрепившихся в благодати Божией людей, как необычайным подвигом для необычайных и наград за то, как то было и Самому Господу Иисусу Христу от Бога Отца Его допущено, когда на Кресте пребывшу.., Божественный Страдалец невольно возопить изволил: Боже Мой! Более Мой! Векую Мя еси оставил?! Так вот такое же искушение допущено будет на всю вселенную во времена антихриста, когда все святые Божий люди и святая Церковь Божия Христова, лишь из них одних состоящая, как бы оставлены от защиты и помощи Божией будут; нечестивые же восторжествуют и возвеличатся над ними... И если подобное искушение найдет на кого-либо, то надобно всею силою духа, души и плоти не оскудевать в вере и любви ко Господу и никогда не разлучаться с надеждою на Его неистощимую милость, рано или поздно он все-таки пошлет избавление и утешит их за то такими утешениями еще и здесь, на земле...
Так-то, ваше боголюбие, я вам не словом, но делом и на самих нас, убогих, показал, как бывают люди в полноте Духа Божия, и сколько Господь вразумил меня, я и разъяснил вам, как достигается и как должно достигать цели жизни нашей христианской, то есть стяжания Всесвятого Духа Божия. Так приобретайте и сами Его, и других тому научайте и всегда более всего рассуждайте, в Духе ли Божием вы или нет? И не зарывайте таланта вашего в землю, а отдавайте делателям винограда Христова, да воздаст Господь, пришедши судить живых и мертвых, и вам сугубо сторицею по мере труда и делания вашего на путях заповедей Его и, умножая, да умножит таланты ваши в жизни пакибытия во Царствии Своем Небесном.