Собеседник: Как начиналось ваше сотрудничество с этим знаменитым музеем?
Музейщик: Для нас большая честь сотрудничать с музеем мирового уровня, каким является ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 1994 году мы обратились к руководству музея с просьбой поддержать выставку керамики П. Пикассо (16 произведений художественный музей Ульяновска получил в 1970 году в дар от Нади Леже) графикой художника. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина И. А. Антонова предложила дополнить экспозицию П. Пикассо работами М. Шагала и С. Дали. В результате на выставке экспонировалось 45 произведений трех великих мастеров XX века. Мы получили поддержку со стороны городской администрации. Без помощи С.В. Ведерниковой (заместителя начальника отдела культуры) было бы сложно говорить о проектах с ГМИИ. 8 октября 1996 года выставка «П. Пикассо, М. Шагал, С. Дали» открылась в Ульяновске.
С.: Помню, какой был ажиотаж, очереди в музей!
М.: При чем здесь ажиотаж? Это стало главным Событием года. Прогнозируемый успех превзошел все наши ожидания: за 23 дня работы выставки музей посетило рекордное число зрителей - гораздо больше годового плана. Знаковым событием стал приезд на вернисаж директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой - заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии РФ, действительного члена Академии художеств РФ и Российской Академии образования, Академии Сан-Фернандо (Испания), кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством Второй степени», «Почетного Легиона» (Франция). При огромной занятости она нашла время для поездки в Ульяновск, значит, проект был важным и для московского музея. На церемонии открытия И.А. Антонова дала высокую оценку работы двух музеев. Тогда же мы договорились о ежегодных совместных выставках.
С.: Какие главные проблемы остались в их организации?
М.: Прежде всего, финансовые. В 1997 году из-за злополучных денежных проблем чуть не была сорвана выставка «Капричос» Ф. Гойи», а нам было важно сохранить их периодичность. Но потом грянул запомнивший ся дефолтом 1998 год и был перерыв. В 2001 году наш музей принял активное участие в первом фестивале «Ульяновск - культурная столица ПФО», в рамках которого мы показали работы великих французских скульпторов О. Родена и А. Майоля. Министр культуры России М.Е. Швыдкой на церемонии открытия выставки подчеркнул, что политика, проводимая ГМИИ им. А.С. Пушкина в отношении провинциальных музеев, очень важна сегодня.
С.: Вы всегда «встраиваете» па мятники нашего музея в концепцию выставок из собрания ГМИИ?
М: С первой выставки была заложена традиция: объединение в экспозиционном пространстве произведений двух музеев. На второй выставке одновременно с офортами Ф. Гойи экспонировались гравюры мастеров России начала XX века из фондов нашего музея, а также эмали современного художника О. Лысенковой. Это было плодотворное состязание художников двух столетий. На выставке О. Родена и А. Майоля были показаны картины русских художников, работавших во Франции, и материалы об истории и современной жизни московского музея - своеобразное приношение ГМИИ им. А.С. Пушкина; знаменитые гравюры школы укиё-э соседствовали с русской графикой начала XX века, живописью авангарда, произведениями японского фарфора.
С.: В 2004 году Ваш музей сумел показать три выставки. На одну из них мне с трудом удалось попасть в Москве - было очень много посетителей. Почему в названии выставки появился «Симбирск»?
М.: Это первый беспрецедентный случай, когда в течение года ульяновские зрители могли видеть выставки А. Мухи и С. Дали сразу после успеха этих экспозиций в Пушкинском музее, а также пластику Древнего Египта в нашем проекте «Сама по себе кошка».
Что касается названия выставки «Альфоне Муха. Цветы и грезы Ар Нуво. Париж-Москва-Симбирск», то мы напомнили, что Симбирск в начале XX века жил «по европейскому времени». В экспозицию вошли произведения, отражающие стиль модерн в искусстве и городской культуре, фотографии симбирянок из собрания ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», композиции ульяновского художника-флориста Л.Н. Лемеховой. Кстати, название выставки «С. Дали в Ульяновске» также связано с нашим городом. Мы решили показать его именно как Мастера перевоплощений и парадоксов. В плакатах студентов-дизайнеров УлГУ была разработана тема «сюрреалистического присутствия» знаменитого художника в нашем городе.
С.: Вы ведь и раньше экспонировали на выставках работы студентов?
М.: Выставку «Шедевры японского искусства» дополнила икебана студентки УлГУ Ханаэ Игараши (Япония), она же привезла уникальное кимоно, видео- и аудиоматериалы о своей стране. Активно участвовали студенты-дизайнеры, актеры, лингвисты в выставке «Сама по себе кошка», где было показано около 400 экспонатов.
С.: Но почему выставка открывалась дважды?
М: Так изначально было задумано. Кошка ходит сама по себе, неизвестно, когда и откуда она появляется. Открытие выставки проходило поэтапно: в декабре 2004 года первая часть – 19 шедевров древнеегипетской пластики, в марте 2005 года (кошачий месяц) добавились новые: «Кошка в искусстве 17-20 веков», «Дом глазами кошки», «Улыбка Чеширского кота», «Стена славы кошки». Во время работы выставки наш музей получил письмо от Первого заместителя Председателя Государственной Думы Л.К. Слиска с высокой оценкой проекта,
С: Чем объяснить такой интерес к искусству Египта?
М.: Пушкинский музей обладает уникальным собранием памятников Древнего Египта. Нам удалось получить на выставку 40 лучших произведений, изображающих популярного древнеегипетского бога Бэса, из 232 показанных несколько лет назад в Пушкинском музее. Экспозиция «Бэс - древнеегипетский домовой» была открыта в рамках фестиваля «Культурная столица», как и в 2001 году, что можно считать доброй традицией. Рядом были представлены картины В. Горшунова из цикла «Домовые» и триптих «Египет» Л. Ивановой.
С.: Правда, что Ульяновск - первый город, где после столицы была показана эта выставка?
М.: Как и все выставки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Например, выставка П. Пикассо, М. Шагала и С. Дали экспонировалась в других российских музеях, но после 1996 года.
С: Ваши вернисажи часто необычны. Помню «сюрреалистическое открытие» экспозиции Сальвадора Дали: по телемосту Москва-Ульяновск выступает И.А. Антонова, на миниспектакле звучит музыка А. Хачатуряна, девять «Дали-художников» комментируют экспозицию, проходит «дегустация» духов марки «С. Дали». Действительно: «Наши дали узнают Дали» (название одного из плакатов)?
М.: Мы так включились в торжества, посвященные 100-летию С. Дали. На вернисажах случались миниатюрные спектакли, концерты... На спектакле «Встреча Бэса и Домового на Волге» у актера-домового вдруг отвалился хвост. Гости шептали: «Не иначе происки Бэса!»
С.: Значит, за 10лет сотрудничества были и забавные истории?
М.: Конечно. Во время работы первой выставки посетители «приучили» нас не забывать музейные удостоверения, так как без них попасть в здание, окруженное большими очередями, было невозможно. Нам говорили: «Встаньте, как все, в очередь!». На выставке «Пять шедевров великих скульпторов. О. Роден. А. Майоль» одна дама требовала непременно показать ей знаменитого «Мыслителя» (помните размеры этого произведения?). Совместно с ГТРК «Волга» был подготовлен видеофильм о творчестве Ф. Гойи. Не очень хорошее качество репродукций в альбомах сыграло неожиданную роль: московские коллеги были удивлены: как удалось сфотографировать произведения, которые хранятся в испанском музее Прадо?
С: Какой будет следующая выставка?
М.: Это будет еще один проект, посвященный Египту, новая страница в нашей музейной практике. 15 сентября 2005 года начальник Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области Т.А. Ившина, уделяющая большое внимание проекту, и представитель ГМИИ И.В. Баканова подписали Протокол о намерениях по созданию Представительства Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Ульяновске на постоянной основе.
Елена Сергеева
В роли собеседника выступали посетители,
в роли музейщика - коллектив МСИИ им. А.А. Пластова и зав. музеем