Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(44)-2006 « Электронная версия «

    О хранителях и реставраторах

    Посетители художественного музея, приходя на открытие новой выставки, вряд ли задумываются о том, какой путь проходит произведение искусства перед тем, как быть выставленным. Они просто восхищаются великолепием, блеском экспозиции, возможно, обсуждают сюжет картины, манеру художника, игру света и тени. И лишь специалисты знают, что все те сокровища, коими располагает любой музей, требуют огромной заботы, постоянного внимания, ухода. Все это дело хранителей и реставраторов. А что они могут? В провинции эти специалисты могут все.

    Хранители - первые, в чьи руки попадает произведение искусства в музее. Они осуществляют строжайший учет и контроль. Далее жизнь экспоната во времени фиксирует фондовый учет. В ведении каждого хранителя находятся сотни, а иногда и тысячи предметов со своими историями, индивидуальными особенностями. У каждой коллекции - живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры - своя хозяйка: главный хранитель художест­венного музея ГГ. Демина, И.А.Воронова, И.А. Матюнина. От их профессионализма, знаний и умений зависит жизнь музейных раритетов. Они составляют научно-охранную документацию, маркировку каждого произведения, от­слеживают движение экспонатов, обустраивают место для хранения, создают справочный аппарат. А в настоящее время еще и занимаются созданием автоматизированной системы учета музейных коллекций. На ее основе будет разработан генеральный каталог музейных собраний Рос­сии на электронных носителях.

    Если хранители, обеспечивая определенные условия хранения, экспонирования, использования произведений, предупреждают утрату, разрушение или порчу экспонатов, то в поле внимания музейного реставратора произведение оказывается, когда оно «заболеет». С чем можно сравнить работу реставратора? Да, пожалуй, с работой врача. Только специфического врача. Художественного. Недаром в арсе­нале столичных и иноземных реставраторов есть приборы, напоминающие медицинские. Скажем, что-то похожее на рентген. Этот прибор выявляет все пятна на картине, все трещинки, все потертости. Однако в Ульяновске подобной аппаратуры нет. Приходиться надеяться только на возмож­ности человеческого глаза и на профессиональное пони­мание «болезни». Главная задача реставратора состоит в том, чтобы не дать времени и неблагоприятным факторам разрушать сокровище дальше, а законсервировать его в настоящем виде, дабы потомки на протяжении многих лет могли бы наслаждаться сим творением и испытывать эсте­тическое наслаждение от него. Гарантия научной консерва­ции составляет четверть века. Тоже сопоставимо с работой врача. Врач не властен над временными изменениями в организме человека, но приостановить развитие болезни, старости хотя бы ненамного он может. При условии, что врач хороший и что медикаменты неплохие и доступные. С первым, т.е с врачами-реставраторами художественному музею повезло, а вот со вторым компонентом - положение обстоит так же, как и у большинства у нас. Нет средств, а материалы, требующиеся реставраторам дороги. Так что приходится специалистам нашего музея опираться больше на свои личные умения, навыки и отношение к делу.

    В художественном музее работают два реставратора по масляной и темперной живописи. Каждый из них специ­ализируется в своей области. Вячеслав Юрьевич Кудашев работает с живописными полотнами старых мастеров, с иконами XIX века, а Юлия Вячеславовна Спиридонова восстанавливает картины начала-середины XX века. Есть у них и свои самые дорогие реставрации, самые сложные, самые трудновыполнимые, над которыми приходилось долго думать, трудиться, переживать, применять все свои знания и умения, одним словом, вершины, которые уда­лось покорить. У Вячеслава Юрьевича это икона пророка Ионы, «Парсуна Марфы Собакиной», и картина фламандца Питера Снейерса «Дуэль рыцарей», у Юлии – картины ульяновского художника В.В. Воробьева и полотно И.И. Машкова «Рыбы и колбасы» и недавно введенный в экспозицию музея современного искусства «Натюрморт с глиняным сосудом» К. Алексеевой. А вообще, по признанию самих реставраторов, им приходится делать все, работать с произведениями из разных материалов, выполненными в разных техниках и манере: реставрировать мебель, отчищать от налета времени изделия из золоченой бронзы, мыть скульптуру, фарфор, картины, выполнять столярные и паковочные работы, конвертировать графику. Здесь необходимо учитывать физические и химические свойства материалов, еще больше нужен опыт практика-ремесленника, которого ульяновским реставраторам не занимать. Они с честью продолжают традиции, заложенные первыми работниками музея.

    Первый реставратор ульяновского собрания - это выпускник Петербург­ской академии художеств Алексей Николаевич Остроградский, ученик Чистякова и Репина, работавший в му­зее с 1918 года. Именно он принимал и описывал произведения искусства, поступающие из национализирован­ных коллекций симбирских помещи­ков после революции и гражданской войны. В далекие тридцатые годы XX века в провинциальные музеи органи­зовывались экспедиции из Москвы, в частности, из Государственной Третьяковской галереи, дабы помочь в реставрации бесценных сокровищ. В середине прошлого века в пятиде­сятые годы организовывались курсы для реставраторов, опять же в центре - во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. Академика И.Э. Грабаря. И многие провинциалы в течение двух лет име­ли возможность учиться, совершенствовать свое мастерство, возвращаться в родные музеи и делиться получен­ными знаниями с коллегами. Из Уль­яновска туда отправили Анастасию Ильиничну Дмитриеву, проработав­шую реставратором в художественном музее более 20 лет.

    Сейчас все гораздо сложнее. Не хватает материальных средств. Пос­ледняя стажировка у хранителей и реставраторов была более десяти лет тому назад. Да и сам Центр Граба­ря переживает не лучшие времена. Однако меры по сохранению и рес­таврации памятников культуры все же принимаются. Так за последнее время отреставрировано 154 произ­ведения живописи, графики и деко­ративно-прикладного искусства из ульяновского музейного собрания. Из них около 100 работ графики и деко­ративно-прикладного искусства были отреставрированы во Всероссийском художественном научно-реставраци­онном центре им. Академика И.Э. Грабаря в результате участия музея в федеральной целевой программе «Культура России», в проекте «Рестав­рация музейных предметов». Кроме того, своими силами реставрируется около десяти живописных работ в год, примерно такое же количество экспонатов подвергается консервации. Но все же основной проблемой улья­новские музейщики называют даже не отсутствие материальных средств, а острую нехватку площадей. Сло­жилась такая ситуация, когда музей, хранящий более 11 тысяч экспонатов, вынужден держать эти произведения на площади 600 квадратных метров, тогда как необходимо в семь раз больше. Проблемы решаются самым непопулярным способом - за счет сокращения выставочных залов Их территория уходит под хранилища. Местные реставраторы уже не мечта­ют ни о современных депозитариях, ни об изоляторе, где картины могли бы проходить карантин, они рады уже и простым стеллажам, которые недавно получили в дар от Ульянов­ских художественно-промышленных мастерских (руководитель Сергей Ермаков).

    Несмотря ни на что работа храните­лей и реставраторов ни на минуту не прекращается. Ежегодно музей пока­зывает около тысячи произведений из своего собрания, каждое из которых достойно предстает в экспозициях и на выставках. Только в прошлом году через отдел хранения прошли произ­ведения искусства, страховая оценка которых составила четыре миллиона долларов. При этом музейные со­трудники получают несопоставимо низкую зарплату, равную величине прожиточного минимума, пополняя ряды самых низкооплачиваемых ра­ботников - учителей, врачей, инже­неров, работников культуры. Видимо, такова доля людей, по долгу своей службы оберегающих самое ценное, что есть в нашей жизни - здоровье, духовность, интеллектуальный потен­циал, культуру, одним словом, все, от чего зависит наше светлое будущее.


    Опубликовано: 24.04.2006 10:55:57
    Обновлено: 24.04.2006 10:55:57
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70