На рубеже ХIХ-ХХ веков в Симбирске, как и во многих провинциальных городах России, наблюдалось заметное оживление культурной и просветительской жизни, проявившееся в творчестве профессиональных художников, в выставочной, музейной деятельности, в работе художественных студий и объединений. Видным инициатором музейного строительства в городе был В.Н. Поливанов, осуществивший многие свои идеи на посту председателя основанной в 1895 году Симбирской губернской ученой архивной комиссии.
С первых дней существования архивная комиссия озаботилась устройством своего музея. Он был открыт 1 января 1896 года и очень быстро пополнялся. По мере расширения коллекций проблема помещений для музея вставала перед архивной комиссией все более остро. Поначалу ее решение мыслилось традиционно. Архивная комиссия поставила перед властями вопрос о необходимости строительства на городские средства народного дома с аудиторией, читальней и помещением для музея, но мысль о строительстве народного дома постепенно трансформировалась в идею создания Гончаровского мемориала.
В его строительстве нашла воплощение характерная для русской культуры начала XX века тенденция создания общественного учреждения, соединяющего в себе образовательные и воспитательные функции.
В 1910 году Комиссия получила Высочайшее разрешение на открытие всероссийской подписки по сбору средств на увековечение памяти И.А. Гончарова и начала активную работу по сбору средств на сооружение памятника к 100-летию писателя.
К этому времени в городе существовал только памятник Н.М. Карамзину, установленный в 1845 году. Активное внедрение скульптурных монументов в городскую среду Симбирска началось в 1910-е годы. В это же время сформировалась традиция посвящать народные дома памяти великих земляков или деятелей культуры: народный дом им. С.Т. Аксакова в Уфе, В.Г. Белинского в Пензе, А.Ф. Писемского в Чухломе, библиотека-музей А.П. Чехова в Таганроге, дом-музей П.И. Чайковского в Клину.
В 1911 году стало очевидно, что «Успех всероссийской подписки дает полную надежду, что собранной к юбилею суммы будет достаточно на постройку здания просветительских учреждений». Тогда же возникла мысль поставить в нише фасада бюст Гончарова, и комиссия решила объявить всероссийский конкурс «на составление фасадов и планов Гончаровского дома». В январе 1912 года симбирские архитекторы А.А. Шодэ и Ф.О. Ливчак, приглашенные архивной комиссией в состав жюри, отвергли все семь проектов конкурса. В письме из Петербурга, адресованном членам комиссии, В.Н. Поливанов писал: «Все это (задержки с принятием решения) происходит по вине комиссии, которая, кажется, задалась мыслью создать в память Гончарова не дом, а храм искусства... Все эти украшения стоят больших денег, которых, кстати сказать, у нас еще немного. Моя мысль взять, в пример, Саратов Радищевский музей и такой же без всяких беспол конкурсов и потерь времени выстроить
Предложение Поливанова не вызвало поддержки у членов Комиссии, более того, в результате обсуждения они утвердились в мысли, «что лучше выстроить здание хотя бы небольшое по размерам, но отвечающее идее памяти великого писателя в архитектурном отношении».
Было решено разместить в здании музей и библиотеку, а рисовальную школу пристроить позже, по мере сбора необходимых средств. Таким образом, весной 1912 года намерения по отношению к тому, что будет размещаться в Доме Гончарова, определились у членов архивной комиссии достаточно четко. Но облик Мемориала рисовался им еще очень смутно.
Дому-памятнику Гончарову отводилось место в самой престижной части города, рядом со зданием Присутственных мест, в непосредственной близости от здания дворянского собрания. Таким образом, ему предоставлялась возможность стать важным элементом застройки формирующейся набережной Симбирска. Городская Дума безвозмездно выделила 600 саженей земли на набережной Волги, отдав под памятник часть Николаевского сада.
В декабре 1912 году архивная комиссия поручила составление проекта Дома Гончарова известному симбирскому архитектору А.А. Шодэ, зодчему, работавшему в рамках эклектики и обладающему ярким, индивидуальным почерком, в котором обращение к мотивам архитектуры прошлого соседствовало с проявлением новых, выходящих за рамки поздней эклектики черт. Ему было свойственно типичное для мастеров этого направления стремление выдерживать здания в одном «стиле», умение удачно вписывать их в окружающую застройку.
В январе 1913 года Шодэ представил проект в виде двух фасадов и планов двух этажей, который примирил членов комиссии, которые, с одной стороны, мыслили практично и рационально, с другой стороны, хотели построить здание, достойное памяти И.А. Гончарова. Определяющей идеей в решении облика мемориала стала идея памяти великому писателю, желание сделать «видимым» триумф Гончарова. Стиль здания был определен как «стиль Ренессанс». Следует уточнить, что речь идет о французском ренессансе, блистательным интерпретатором которого был А.А. Шодэ.
Обращенный к Волге главный фасад здания торжественен и динамичен. Рустованный цоколь служит устойчивым основанием легкому и нарядному второму этажу, завершенному балюстрадой. Центральный вход и полуциркульное окно над ним объединены Шодэ в единый мотив гигантской триумфальной арки, расположенной между двумя рустованными на всю высоту здания ризалитами. В сторону главного фасада ориентирован объем, составляющий основу планировочного решения Дома-памятника. Пронизывающая все здание единым движением лестница, начинаясь у парадного входа, и проходя сквозь три триумфальные арки - входа, вестибюля и второго этажа - вызывает прозрачные ассоциации с восхождением к Парнасу, славе, бессмертию. Разная высота и ширина центральных пролетов создает замечательный перспективный эффект, усиливавший впечатление большого пространства внутреннего дворика. Забегая вперед, скажем, что строительная комиссия, рассматривая проект Шодэ, рекомендовала ему уменьшить ширину парадной лестницы. Однако архитектор не изменил размеров лестницы и сохранил ее определяющее значение в интерьере здания.
Решение существующего главного фасада Дома-памятника было найдено не сразу. В первоначальном проекте главный фасад симметричен. Весной в него были внесены поправки, сыгравшие очень важную роль в изменении образа здания. Дело в том, что выходящее на две сажени вперед крыльцо нарушало существующие для, города строительные правила, и здание пришлось отодвинуть вглубь участка. Тогда же Поливанов предложил на сажень увеличить здание, добавив к нему еще одно окно. Вследствие этого фасад терял симметричность. Это не смутило Шодэ, и он блестяще справился с возникшими затруднениями. Усилив центральную часть, расширил правую, уменьшив при этом левую и уравновесив обе с помощью башни. Симметричность во внешнем облике здания уступила место ритмическому равновесию. Поправки, внесенные в проект строительной комиссией зимой 1913 года, последовательно закрепили симметрию и равновесие во внутреннем расположении залов. Было решено «читальный зал в библиотеке поставить по оси здания» и «переместить одно на место другого: зал заседаний и художественный зал, сделав в последнем верхний свет».
Первый этаж Дома-памятника Гончарову должна была занять Гончаровская библиотека. Помещения книжных хранилищ были расположены вокруг галереи окружающей лестницу. Специально для них по эскизам Шодэ из массива дуба были сделаны великолепные шкафы и гардероб для вестибюля. Со стороны, противоположной парадному входу, располагался большой, светлый и просторный читальный зал, вход в который был оформлен в виде дорической колоннады (в настоящее время колоннада застроена).
Расположение помещений здания отличается строгостью композиции, и легкой обозримостью внутреннего пространства. В решении интерьеров Дома-памятника Шодэ удалось добиться замечательного единства, соответствия мемориальной идеи и музейной функции здания. Высокие и просторные экспозиционные залы второго этажа он расположил анфиладой вокруг небольшой галереи, обнимающей лестничный пролет. Во-первых, это создало идеальные возможности для кругового обхода. Во-вторых, помогало архитектору закрепить центральное положение зала заседаний в интерьере второго этажа Дома-памятника.
Бюст Гончарова, который должен был разместиться на балконе зала заседаний, на фоне огромного окна, безусловно, усилил бы его мемориальное значение.
Величественный и пышный лепной декор галереи придал центральному объему здания парадный характер. Зеркальный свод усложнен ложными люнетами, в центре которых расположены двенадцать круглых медальонов, назначение которых остается неясным. Обрамление медальонов составляют сплетенные ветви дуба, листья пальмы и волюты, символизирующие ликование, славу, честность, триумф, мужество, верность и бессмертие.
В декоре господствует строгая симметрия. У входа на галерею и над дверью зала заседаний изображены гербы Симбирска. Над дверью зала заседаний, прямо под разорванным фронтоном с постаментом, оставшимся, к сожалению, пустым, оставлено место для прославляющей надписи. Остается только сожалеть, что начавшаяся первая мировая война не позволила осуществить программу скульптурного оформления Дома-памятника Гончарову.
В настоящее время торжественность архитектуры Дома-памятника Гончарову поддержана великолепной экспозицией художественного музея. Бесценные экспонаты живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства отражающие историю развития мировой культуры, включаясь в диалог с архитектурными формами, помогают, кроме всего прочего, почувствовать желание создателей Гончаровского мемориала увековечить память о великом земляке.
Ирина Котова