Древнегреческий философ в диалоге «Филеб» отметил, что люди стремятся к удовольствию и наслаждениям, и лишь немногие устремлены к счастью. Я всегда считал, что наслаждение и счастье – это одно и то же, или почти одно и то же. Оказалось, я ошибался.
Счастье и наслаждение не только не равны, они противоположны. Кто ищет наслаждений, тот не найдет счастья; а кто твердо решил стать счастливым, должен забыть про удовольствия и наслаждения.
Люди, избравшие целью своей жизни Счастье, – редкие птицы на земле. Мне повезло, я встретил человека, который избрал путь к Счастью. Многое он рассказал, еще больше утаил. Сам он называет себя философом.
Путь к Счастью, считает он, – это «Путь к Мудрости», а иногда и «Путь к бессмертию».
Человек он резкий, не стесняется ни в жестах, ни в выражениях, поэтому, дабы соблюсти нравственные устои, пришлось кое-что изменить в его словах, даже если это иногда слегка искажало суть его мысли. Но таков уж человек, даже в поисках истины он не желает разоблачиться донага.
При первой же нашей встрече философ объяснил: «Наслаждение связано с инстинктом.
Оно досталось нам от царства животных и притягивает обратно в свое царство. Проблески счастья приходят к нам из мира богов. Невозможно приблизиться к царству счастья, не сбросив с себя наследие царства животных».
***
Однажды я спросил философа:
- Как стать философом?
Он ответил:
«Философом не становятся, философом рождаются, как рождаются верблюдом, крокодилом или канарейкой».
В другой раз философ сказал:
«Кто-то скажет, что философия – это любовь к мудрости. Философ скажет: философия – это мудрость любви. Заблуждается тот, кто в философских сочинениях ищет знания. В философских сочинениях описан Путь и веховые столбы на этом Пути, не более того».
И еще добавил:
«Путь к бессмертию имеет много названий. Когда-то он назывался словом «культура», но при длительном использовании этого слова всуе про Путь забыли. Тогда Путь к бессмертию стали именовать «философией». И это слово постигла та же участь».
И еще:
«За тысячелетия культура – как искусство морального образа жизни – выродилась в этику. Философы превратились в мыслителей. Трудно найти человека, который гордо скажет: я не мыслитель, я – философ».
И сказал:
«В детстве никто не сомневается в своем бессмертии. В юности сохраняется надежда, а в зрелом возрасте разум развенчивает даже мечту, оставляя в старости один на один со Смертью беспомощного и испуганного человека. Древние, которые были мудрее нас и стояли ближе к богам, учили: смысл жизни человека – стать Богом. Это знает каждый человек и об этом мечтает каждый человек. Как же иначе? Бессмертие – качество Бога и небожителей. И каждый человек, без исключения, хочет быть бессмертным, то есть он хочет быть Богом».
***
Я спросил философа:
- Как отличить философа от мыслителя?
Он ответил:
«Если в человеке душа преобладает над волей, то разум служит душе. Этот человек мыслитель. Когда же у человека душа находится на службе у воли, и разум управляет желаниями, то этот человек философ. Физический мир – сфера деятельности мыслителей. Метафизический мир (т. е. надфизический) – сфера деятельности философов. Математический мир (т. е. надметафизический) – сфера деятельности мудрецов».
***
Однажды во время беседы я спросил философа:
- Ты мне веришь?
Он ответил:
«Глупый человек верит другим, поэтому он и глуп. Умный человек верит только себе, поэтому он и умен. Мудрый человек не верит никому, даже себе, поэтому он и мудр».
И продолжил:
«У глупого человека все в жизни происходит случайно, по воле случая. Для него Мир есть Хаос, потому что он глуп. Умный человек способен в этом видимом Хаосе находить противоположные полюса, между которыми существует напряжение, порождающее силу. Он определяет эту связку как Закон и строит свою жизнь в соответствии с этими законами. Соответственно, для умного человека весь мир есть борьба противоположностей. Жизнь он воспринимает через «призму» борьбы, потому что он умен. Мудрый человек видит то единое Поле, которое создает и примиряет (уравновешивает) бесконечные противоположности. Для него весь Мир есть Гармония, потому что он мудр».
***
Я спросил философа:
- Как ты стал философом?
Он ответил:
«В дни моего детства ходил по окрестным селам нищий, рассказывал бабам и уличным зевакам разные байки, тем и кормился. Это прежде были бояны с гуслями, певцы и хранители народной мудрости; из уважаемых и почтенных старцев они давно выродились в тунеядцев и бродяг. Прогресс заставил их посторониться. Такой нищий бродяга появился и в нашем селе. Помню, выслушав одну из его вдохновенных речей, я твердо решил быть кем угодно, только не философом. А говорил он примерно следующее: «Если ты чист сердцем, если всю жизнь ходил прямым путем, избегая окольных, то и умрешь ты, как истинный философ, под забором. Луна примет усталую душу твою, бродячие псы затянут унылую прощальную песню. Ты никого не знал и о тебе никто не вспомнит. Ты свободен».
В том юном возрасте я плохо понимал, что означает слово «судьба» и, тем более, не ведал какая сила стоит за этим словом. От чего человек бежит, от чего скрывается, - то с ним непременно и случится. Рука Судьбы найдет на краю Земли и вытащит из самой глубокой норы. Прошло время, предначертанное свершилось – я философ. Меня часто спрашивают, качая головами, как я дошел до такой жизни. Я устал оправдываться и удалился в глушь».
Философ помолчал и добавил:
«Только глупые люди уходят в лес, чтобы обрести Мудрость. Мудрые уходят в лес, чтоб укрыться там от глупцов».
***
Я спросил философа:
- Зачем нужна философия?
Он ответил:
«Философия – это Путь к Мудрости. Она необходима для достижения цели, не более того. Этот философский Путь к Мудрости состоит из нескольких ступеней. На первой, низшей ступени философского Пути, стоят те, кого общество именует дураками. «Путь Дурака» – первая философская ступень. На этой ступени стоит множество потенциальных Мудрецов, которые еще не осознают, кто они, где стоят и что их ждет в будущем. На второй ступени философского Пути к Мудрости стоят те, кого общество именует паразитами. «Путь Паразита» – вторая ступень философии. Немного подвижников стоит на этой ступени. Быть паразитом очень нелегкое занятие и без помощи свыше на этой ступени никто долго не устоит. Эта ступень – мерило, отделяющее самозванца от избранного. А кто подвизается в философии незаконно, тот не получит короны».
И еще сказал:
«Напрасно общество гневается на паразитов. Не может быть паразита без тирана, и не может тиран обойтись без паразита. И если где-то увидел паразита, знай – рядом прячется тиран. И если где-то тиран вышел на свет, то только потому, что уверен в поддержке окружающих его паразитов».
«О третьей ступени философского Пути к Мудрости умолчим, дабы не отпугнуть потенциальных волонтеров и не лишить философию притока свежей крови».
***
Я спросил:
- В чем отличие дурака от умного?
Философ сказал:
«Умный больше берет, чем отдает. Дурак больше отдает, чем берет. Когда, таким образом, все будет роздано, дурак проходит в категорию паразита и продолжает расточать, но не имущество, которого у него уже нет, а душу».
Я спросил философа:
- На какой ступени ты стоишь?
Он сказал: «Догадайся сам».
Прищурив глаз, я, в который раз, измерил взглядом фигуру философа, и как не хотелось признавать, но чувствовалось, - есть в моем знакомце что-то от адепта первой ступени. С другой стороны, как знать, возможно, передо мной стоял и мило улыбался самый что ни на есть матерый паразит? А вдруг (у меня даже дыханье от страха сперло), а вдруг передо мной Мастер четвертой ступени?
Николай Смирнов