Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №3(46)-2006 « Электронная версия «

    Медный клад угорской красавицы

    Археологический разведывательный отряд расположился на территории древнего городища, что находится в верховьях реки Чугурка поблизости от поселка Новая Слобода у Сенгилея. На городище местные жители с незапамятных времен находили обломки оружия, кольчуги, серебряные монеты. Неоднократно навещали городище и ульяновские специалисты-археологи Буров Г.М., Степанов П.Д. Целью нашей экспедиции стало изучение древних путей, один из которых, как предполагается, проходил и через спрятавшееся в лесах забытое городище.

     

    Клад был обнаружен, как водится, совершенно случайно. Массивная шейная гривна со свисающими привесками-трубочками, коньковые подвески в виде врущихся в разные стороны коней, рожковые подвески, трубочки-пронизки, бусы голубоватого стекла, лунницы, солярные символы, браслеты, ажурные пряжки и поясные накладки – в общей сложности 1,5 килограмма позеленевшего от времени металла – усеивали как молодые всходы небольшой участок свежевспаханного картофельного поля. Такого изобилия находок ульяновская археология не знала давно!

    Удивление вызывает не только количество, но и облик найденных предметов. Подобные украшения достаточно редки для Среднего Поволжья,  хотя иногда встречаются в могильниках ранних булгар VIII-IX веков. Ближайшее же место их концентрации удалено от  Среднего Поволжья на многие сотни километров. Это таежная территория Верхней Камы и Приуралья, населенная в раннем средневековье угорскими племенами неволинской, поломской и ломатовской культур.

    Все эти массивные бронзовые украшения, издающие при ходьбе мелодичный шум, использовались угорскими женщинами не только в эстетических целях – попробуй-ка походи с таким грузом! – сколько для защиты от злых духов. Для этого такие обереги крепились к одежде, поясу или косам в области жизненно важных органов: груди, поясницы и живота. Сегодня украшения выглядят незамысловато, что указывает на их домашнее производство. В этом смысле интересны коньковые подвески. Они отлиты в одной и той же форме, но отличаются проработкой деталей. Очевидно, после нескольких отливок самодельная глиняная форма стала разрушаться, что отразилось на качестве последних изделий. Вероятно, правы ученые, утверждающие, что обработкой меди и медных сплавов у финно-угорских народов занимались исключительно женщины. От матери к дочери передавались сведения о полезных свойствах этого металла, важнейшими из которых являются защитные и целительские. Не отсюда ли идет и наша вера в лечебное свойство медных браслетов? Отголоском былых преданий о волшебной связи женщины и меди является легенда о Хозяйке медной горы, записанная П.П. Бажовым на основе уральского фольклора.

    Но какими же путями медный убог угорской красавицы из таежного Приуралья оказался на Средней Волге?

    К VIII веку зона расселения угорских народов охватывала не только Зауралье, где и поныне обитают угорские племена хантов и манси, но и Приуралье. Она простиралась от полярных широт и до степных просторов Южного Урала. На Средней Волге в это время нашли приют болгары-салтовцы, прежде кочевавшие в степях Причерноморья и Предкавказья. Во второй половине IX века начинается война между степными уграми, известными под именем мадьяр – венгров, и их южными соседями – печенегами. Конфликт заканчивается поражением мадьяр и их союзников – лесных угров. От полного печенежского разгрома мадьяр спасает лишь стремительное бегство на запад. Они минуют реки Дон и Днепр, оседают на Дунае, основав Дунайскую Венгрию. Лесные угры прячутся вглубь тайги или переселяются на территорию Среднего Поволжья под защиту болгар-салтовцев. Очевидно, тот же путь в берестяной коробочке был проделан найденными украшениями.

    Переселение верхнекамских угров на Волгу коренным образом изменяет сложившуюся здесь этническую ситуацию. На какое-то время страна превращается в Волжскую Венгрию. Но если Дунайской Венгрии было суждено прожить более тысячи лет, но на Волге угры сливаются с болгарами-салтовцами, образовав народность волжских болгар. Венгерский след в истории Поволжья сохраняется еще долго. Многочисленные группы угров под именем «бажджардов», то есть башкир, продолжают населять степи к югу от реки Черемшан. В 922 году здесь их застал Ибн-Фадлан – секретарь посольства багдадского халифа аль-Муктадира к царю волжских болгар, оставивший красочное описание языческих обычаев и нравов этого народа. Последние остатки венгерских племен в Предуралье удалось разыскать венгерскому монаху Юлиану в 1236 году накануне монгольского нашествия.

    Александр Вискалин




    Иллюстрации:

    Места ношения украшений-оберегов женщинами финно-угорских народов
    Места ношения украшений-оберегов женщинами финно-угорских народов


    Опубликовано: 12.08.2006 11:48:50
    Обновлено: 12.08.2006 11:48:50
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70