Много ли найдется людей, которые в ущерб себе готовы потрудиться во благо других? Жизнь показывает: не оскудела еще наша земля такими людьми. Один из них – Николай Алексеевич Сухоруков.
Его жизнь складывалась стандартно: учеба в школе, комсомол, служба в армии, работа на гражданке, но неожиданно потекла по иному руслу. Как только появилась возможность покупать и читать церковную литературу, Николай взял в руки Библию, и из глубины памяти всплыли картины давно пережитого. Вот он, еще мальчонка, зачарованно слушает деда Якова, бывшего церковного певчего, которого за басистый голос прозвали Бас Якку. Ох, как тот рассказывал!
Маленький Николай не мог определить, сказку ли сказывает дед, или пересказывает Священное Писание, но теперь, открывая очередную страницу Библии, будто предугадывал ее содержание. Вскоре стал читать и другую церковную литературу, посещать Божий храм. Работая в Волжском речном пароходстве, он побывал почти во всех церквях от Нижнего Новгорода до Астрахани. Понял, что православная церковь проповедует человеколюбие: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но как оказать помощь всем страждущим? После долгих раздумий Николай пришел к выводу: это можно сделать через храм. Вот бы восстановить церковь в родном селе!
Начал Николай вести осторожные беседы с односельчанами, но как только заходил разговор о восстановлении церкви, они начинали отмахиваться: ну, зачем нам это надо? Во сколько это обойдется?
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Вырыстайкино в 1930-е годы подверглась участи многих храмов: была разграблена и полуразрушена. Помню, сидя на крыльце дома напротив церкви, я наблюдал, как молодые мужики-безбожники стаскивали с купола золоченый крест, а затем со звонницы сбросили огромный колокол. А бабы, глядя на это, потихоньку выли… Вполголоса. Без слов. Разве такое забудется?
Крест тогда же куда-то отправили, а колокол несколько лет лежал рядом с церковью, постепенно увязая в грунте, пока его не подвесили рядом с сельской пожаркой. В годы войны отправили его на металлолом. Здание церкви приспособили под зернохранилище, а после войны переоборудовали под сельский клуб. При этом внутренние стены церкви, расписанные (по словам старых прихожан) итальянскими мастерами, покрыли многослойной побелкой. Кроме киносеансов проводились также вечера художественной самодеятельности, в которых участвовал и Николай. Правда, после них всегда мучился головными болями.
С перестройкой культурная жизнь на селе затухла. Клуб закрыли. Началось повторное разорение церковного помещения. Нашлись умельцы, которые умудрились даже стекла вынуть из оконных рам. Только фундамент из каленого кирпича, уложенный навечно, и стены, срубленные из мачтовых сосен, остались нетронутыми любителями церковного добра. И вот на месте этой полуразвалины решил Николай возродить храм. Понятно, одному такое дело не осилить.
Нашлись единомышленники. Кропотливая, повседневная работа принесла свои плоды, и 12 мая 2003 года приход был зарегистрирован, а председателем приходского совета утвержден инициатор этого доброго дела Николай Алексеевич Сухоруков.
Трудно перечислить, сколько всего сделал приходской совет для восстановления церкви. Прихожане в меру своих возможностей помогают ей скромными пожертвованиями, а более всего – непосредственным трудом.
В церкви пока совершаются только молебны и панихиды (не хватает церковной утвари), но число прихожан быстро растет. Люди спешат на службу из окрестных сел пешком за многие километры.
Дарить верующему радость – это радость дарующему. Вот и Николай Алексеевич решил посвятить свою дальнейшую судьбу служению Богу и людям. Он успешно учится в Чебоксарском духовном училище. У него семья, свое подсобное хозяйство, работа в школьной столовой и – подвижническая работа по возрождению Вырыстайкинской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Сколько надо сил! Да поможет ему Господь.