Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №3(46)-2006 « Электронная версия «

    "Долг - превыше всего!"

    В Книге отзывов Сенгилеевского краеведческого музея есть такая запись: «Вы доказали, что в Сенгилее можно жить красиво»

     

     

    Когда-то, десять лет назад, на крылечке музея нас встречал Александр Иванович Солуянов. Нет его в живых, а дух остался, напоминает о себе каждым экспонатом – не потому ли, что руководит музеем его родная дочь, Лариса Александровна?

    Через ее руки и сердце воплощаются ныне мечты и помыслы краеведа. Невольно вспоминается та далекая встреча, когда Александр Иванович с любовью и благоговением показывал свои сокровища, собранные за 30 лет и сокрушался: «Годы уходят... Переживаю: в чьи руки попадет детище жизни? Вот заставил дочь свою Ларису уйти из школы и начать работу в музее. Она в зарплате потеряла, но ослушаться меня не могла. Долг – превыше всего!»

    «Не жалеете, Лариса Александровна, что не ослушались отца и посвятили свою жизнь музею?» – спрашиваю заведующую. «Что Вы! Здесь так интересно, как в сказке: ни конца, ни края, – смеется она. – Никакой жизни не хватит, чтобы все переделать. Слава Богу, теперь у меня две помощницы, но дел не убавляется. Столько экспонатов! Не понимаю, как отец управлялся? Посмотрите, какую картотеку создал: 12 тысяч карточек с подробным описанием каждого экспоната. А ведь он 20 лет занимался музеем, не получая за это ни копейки. Ставку ему дали лишь в 80-е годы. Когда в 1991 году он выхлопотал еще одну ставку и предложил мне перейти работать в музей, я не могла поступить иначе.

    Отец был для меня всем: и другом, и учителем, и начальником. Бывало, рабочий день закончится, я на часы поглядываю, а он только начинает бумаги раскладывать: народ схлынул, можно спокойно трудиться. Тогда я не понимала значимости дела – ответственность пришла позже, когда отца не стало… Вообще его можно назвать счастливым человеком».

    Начало карьеры А.И. Солуянова было успешным: его взяли на работу в обком партии. Оттуда направили в Сенгилей – возглавлять райком комсомола. Далее судьба молодого партийца могла сложиться вполне удачно: райком партии, горком, обком… Но Солуянов после окончания исторического факультета ушел в педучилище – преподавать историю. Краеведение и ребятня, собравшаяся вокруг педагога в историческом кружке, стали главными спутниками его жизни. Вместе с учащимися Александр Иванович начал собирательскую работу: предметы быта, старинные фото, открытки с видами города, письма фронтовиков, аммониты с волжского побережья – все стаскивалось в помещение редакции районной газеты.

    Он твердо решил открыть в Сенгилее краеведческий музей. Официальное открытие состоялось 23 февраля 1964 года. Солуянов возглавил музей, но на общественных началах. Работы прибавилось, к собиранию экспонатов подключились земляки. В своем докладе на праздновании 10-летия музея Александр Иванович благодарил всех, кто принимал участие в собирательской работе: «Если бы видели, с каким энтузиазмом собирали экспонаты по городу Зоя Карташева, Коля Цибин, Саша Рассадин, Лида Новикова! Нам стали помогать учителя-пенсионеры Р.П. Миронова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Рамзаева, преподаватели Ю.Н. Куличкин, С.А. Осипов, Е.Н. Лобашов». В докладе звучали слова благодарности в адрес многих-многих сенгилеевцев: Ю.В. Крылова, В.А. Уваровой и преподавателя рисования Н.М. Уварова, который оформил все стенды (свое сотрудничество с краеведческим музеем он продолжает по сей день – вот уже более сорока лет).

    Инициатива А.И. Солуянова нашла отклик и в сердцах представителей местной власти. Краеведческая работа в Сенгилее шла полным ходом. Вскоре после открытия музея встал вопрос о специальном помещении. Для историко-краеведческого музея было выделено небольшое здание, капитальный ремонт которого совершили, как говорится, всем миром. Но число экспонатов росло из года в год, и вскоре забота о новом здании музея стала для Солуянова главной. В начале 90-х годов вопрос о строительстве был согласован во всех инстанциях, к делу подключились предприятия Сенгилея. Казалось, мечта краеведа должна была вот-вот претвориться в реальность, и Сенгилей получил бы музей, достойный его истории. Но здание неожиданно досталось агробанку. Боль и отчаяние сломили дух подвижника, надорвали его здоровье. А ведь как много еще мог сделать он для родного Сенгилея!

    ...Лариса Александровна раскладывает старинные фото и комментирует их так, словно ее жизнь прошла в дореволюционном Сенгилее: «Это Соборная площадь, вон вдали просматривается белое здание – это дом купца Климова. А вот вид с Выборной стороны, видна Никольская церковь, слева – здание редакции (до революции был арестный дом), за ним – Земская управа, где провозгласили власть Советов, здесь теперь педучилище».

    С уважением рассказывает директор и о сенгилеевцах.

    – Это – наши купцы. Флегонт Михайлович Баукин – личность незаурядная. Был он выходцем из бедной семьи, а женился на богатой вдове. Капиталы умножил (7 пристаней по Волге ему принадлежало), но слыл щедрым человеком: на свои средства обучал детей бедняков, на праздники всех одаривал, а должникам порой и прощал долг.

    Известные люди, уважаемые купцы – братья С.В. и Ф.В. Красильниковы, И.С. Пырков. А вот дворянин Н.С. Рамзаев заслуживает отдельного разговора. Просветитель, подвижник, поэт Николай Рамзаев родился в Сенгилее в 1868 году. Окончил Порецкую учительскую семинарию и всю дальнейшую жизнь преподавал словесность в Сенгилее. Он составил и написал «Новый русский букварь» и «Учебник русского языка». Книги хранятся в наших фондах, а также паспорт и свидетельство о награде: в 1900 году Н.С. Рамзаев был награжден медалью «За усердие». А еще в музее есть брошюрка его стихов «На Волге у Сенгилея». Незаурядный человек!

    Еще один сенгилеевский подвижник – Николай Николаевич Захарьин, небогатый дворянин, который в 1898 году был направлен на службу в Сенгилей на должность земского начальника. Усилиями Н.Н. Захарьина открылся Ольгинский детский приют трудолюбия (в честь царской дочери Ольги Николаевны), где воспитывались девочки-сироты. А главным его детищем стал естественно-исторический музей при Сенгилеевском Добровольном Пожарном Обществе. За свою жизнь Н.Н. Захарьин собрал богатую коллекцию монет, картин, гербариев – все экспонаты он передал в дар городу. Когда в 1904 году музей был открыт, Николай Николаевич уволился со службы и целиком посвятил себя собирательской работе».

    Рассказ Ларисы Александровны невольно навел на размышления, что любое большое дело прорастает духовными всходами. Иначе откуда в нашем жестоком времени взялись бы и А.И. Солуянов, и Н.М. Уваров, и С.А. Осипов, и многие-многие другие, коими так богат Сенгилей!

    Ольга Шейпак




    Иллюстрации:

    Из фондов СеКМ
    Из фондов СеКМ


    Опубликовано: 18.08.2006 18:09:25
    Обновлено: 18.08.2006 18:12:15
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70