Клуб самодеятельной песни в Ульяновске появился в 1976 году, в самый «расцвет застоя», и это не случайно… Именно тридцать лет назад или несколько раньше, камерному искусству песни под гитару почему-то вдруг стало тесно в кухонных стенах и у туристских костров... Было время, когда даже такие маститые барды как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор и Юлий Ким могли считаться «широко известными в узких кругах», но однажды небезызвестный демократ первой волны Никита Сергеевич Хрущёв позволил советскому народу иметь в личной собственности прибор, именуемый магнитофоном. С тех пор песня, которую прежде никто не мог тиражировать, песня, которая для души, которая со смыслом, начала размножаться делением и вскоре стала неотъемлемой частью народной культуры. Когда «от Москвы до самых до окраин» по инициативе снизу начали возникать клубы самодеятельной песни и проходить полулегальные слёты и фестивали, Партия и Правительство вынуждены были с этим мириться как с «неизбежным злом».
В общем-то, движение авторской песни, в целом, никогда не имело явной антисоветской направленности, а, напротив, «способствовало духовному, нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи».
В Ульяновске движение самодеятельной песни приняло организованные формы несколько позже, чем в соседних городах, но всё-таки раньше официальной даты создания городского КСП - начало было положено в тур-клубе УГПИ «Бригантина», и сейчас едва ли кто-то может вспомнить, когда именно клуб туристов стал клубом песни, тем более, что в те времена туризм без песни был практически немыслим. Ещё весной 1973-го года в актовом зале пединститута был проведён первый в нашем городе фестиваль.
Однажды в «Бригантину» пришёл простой советский инженер Рим Лутфуллин и предложил организовать КСП, собрав под его знамёнами всех, кто любит и умеет петь, а также тех, кто любит и умеет слушать, не жалея на это ни личного времени, ни сил. И вот, 19 октября 1976 года в одной из аудиторий ДК Профсоюзов состоялось организационное собрание, и с тех пор эта дата считается официальным днём рождения клуба. Эта дата весьма символична – именно этот день вошёл в историю как «Пушкинские октябрины», когда собирались выпускники Царскосельского лицея, чтобы поговорить о счастье, о свободе, о любви...
Вскоре после возникновения КСП усилиями клуба был проведён первый городской конкурс самодеятельной песни и несколько концертов приезжих бардов. Но, пожалуй, самые значимые вехи в истории Ульяновского КСП свершились после того, как президентом клуба стал Евгений Александрович Сиголаев. Он отличался поразительной способностью создавать вокруг себя атмосферу, которая была одновременно деловой, творческой и дружеской. Ульяновский поэт Виктор Малахов, один их тех, кто стоял у истоков клуба, однажды точно подметил, что Евгений Александрович был мозгом, душой и сердцем клуба, а сам клуб – не местом встреч, а местом жизни.
Итак, вехи!
На Грушинском фестивале 1977 года ульяновский квартет «Плюс - минус», в составе Валентина Кожевникова, Алексея Немкова, Нины и Валентины Миллер, получает звание лауреата.
В 1979 году в Ульяновске состоялся фестиваль, аналогов которому не было нигде и никогда - на «Гамбургский счёт» съехались, чтобы принять участие в конкурсе такие известнейшие барды как Александр Дулов, Сергей Крылов, Владимир Туриянский, Валерий Боков, Вероника Долина, Леонид Сергеев, Александр Суханов и многие другие. Участники фестиваля были одновременно и членами жюри, самостоятельно решая, кто из них лучший.
С 1980 года в городе начали проводиться ежемесячные абонементные концерты бардов.
25-го января 1981 года именно в Ульяновске был проведён первый в стране вечер памяти Высоцкого, на котором присутствовало около полутора тысяч человек, и ещё примерно столько же так и не смогло протолкнуться в переполненный зал. Тогда же была впервые выпущена афиша с портретом Владимира Семёновича – его мечта, оставшаяся несбыточной при жизни, через полгода после смерти воплотилась именно в Ульяновске.
В 1983 году в Ульяновске начинает выпускаться многополосная стенная газета КСП «Форум», которая в фотокопиях и негативах распространяется по всей стране и являет собой один из немногочисленных примеров живого печатного слова, не отрихтованного политической цензурой.
И всё это – не считая многочисленных концертов клуба, фестивалей регионального значения, агитпоходов, поездок на различные фестивали – от БАМа до Харькова...
Евгения Александровича не стало 8 января 1984 года, но то, что песня, дающая пищу и сердцу и уму, пережив все катаклизмы последних лет, до сих пор пользуется в Ульяновске массовой популярностью и собирает тысячные залы – во многом, его заслуга.
За прошедшие 30 лет законы жанра не изменились, и не так уж важно, где звучит песня – у костра или с большой сцены... По-прежнему, главное в авторской песне – не внешние эффекты, не желание угодить, как теперь говорится, массовому потребителю, не тяга к коммерческому успеху в шоу-бизнесе, а естественное стремление живой души раскрыть себя в творчестве.
Да, вероятно, в нынешнее время всё не так, как было раньше: люди слишком заняты процессом выживания, а место «официальной культуры» в общественном сознании заняла «массовая культура», идущая на поводу у потребительского вкуса, уровень которого застрял где-то чуть ниже пояса... Да, сейчас махровый идиотизм современной попсы насаждается средствами массовой информации так же, как в былые времена насаждалось «партийное искусство»… Но все это, как ни странно, становится благодатной почвой для возрождения былой значимости авторской песни, поскольку молодёжь уже начинает уставать от потоков тупости и однообразия, льющихся из всех щелей. Авторская песня в Ульяновске жива, и вновь начинает овладевать сердцами людей, причем, к ней вновь, как в «старые добрые времена» тянется молодежь. Об этом недвусмысленно говорят и проводимые ежегодно весенние концерты ульяновских бардов, которые проходят в тысячном зале, как правило, при полном аншлаге, и возрожденный после длительного перерыва фестиваль в Ломах, который вновь проводится уже шесть лет подряд – каждый сентябрь.
А если что-то в этом мире происходит, значит это кому-нибудь нужно...
Сергей Юрьев