Часто в сквере Карамзина я подолгу любовался великолепным памятником, восхищаясь высоким художественным мастерством и гениальностью автора монумента – профессора Гальберга. Памятник настолько хорош, что от него трудно отвести взор. Став обладателем книги Ж.А. Трофимова об истории памятника Н.М. Карамзину, я с большим интересом прочел ее, подолгу осмысливал изложенное, снова и снова обращаясь в мыслях к чудесному творению и рассуждая: как такое совершенство могло родиться? И вот однажды – как будто кто-то слегка подтолкнул и шепнул: а, может быть, попробовать повторить?
Свою работу я начал в 2004 году. Какое-то время проводил в архивах, во Дворце книги, обращался за консультацией к скульптору Анатолию Ивановичу Клюеву. Много раз приходилось ходить к памятнику, замеряя величины, уточняя размеры элементов. Заполучить чертежи полных размеров памятника оказалось невозможно.
Выполнил рисунки головы и фигуры Клио, сделал замеры. По накопленным эскизам я начал делать чертежи составляющих частей пьедестала, ниши-полусферы, элементов горельефов. Долго оставался нерешенным вопрос выбора материала, из которого нужно было делать пьедестал. Решение пришло простое и удобное: изготовить пьедестал из прессованной фанеры, а грани пьедестала скрепить деревянными брусками.
Для определения размеров музы истории Клио, элементов композиции, покоящейся на пьедестале, я прибег к помощи товарища детства В.М. Щербакова – специалиста по съемке на местности. Оптимальным мне представлялся масштаб 1:10, в котором и был выполнен макет. Бюст Н.М. Карамзина выполнил из художественной глины. Полусфера-ниша, в которой располагается бюст историка, сделал с помощью специальной сферической лопатки, а наружную поверхность отформовал в виде чаши, прикрепленной к лицевой плоскости пьедестала тремя винтами.
Осенью 2005 года была создана полая заготовка под фигуру Клио, внутри которой вмонтировал проволоки – оси позвоночника и будущих рук. Они были обмотаны бинтом и облиты гипсом. Жертвенник бессмертия, на который Клио возлагает скрижали истории России, изготовил из гипса по чертежам. Скрижали отлил из гипса в одноразовую изложницу с последующей механической обработкой. Вся конструкция, таким образом, стала замкнутой жесткой системой.
Осталось только завершить работу – бюст Н.М. Карамзина, горельефы и фигура Клио были окрашены темперой в цвет оригинала с имитацией патины – окиси меди. Надпись под бюстом Карамзина сделал по оригиналу с соблюдением орфографии XIX века.
Таким образом, мой замысел был осуществлен, и ко дню памяти Н.М. Карамзина, 180-летию со дня смерти, 3 июня 2006 года макет был готов и представлен зрителям на празднике, который состоялся во Дворце книги им. В.И. Ленина.