Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(48)-2007 « Электронная версия «

    Образование для всех


     

    Лучшее начальное училище

    С 1790 года в Карсуне существовало малое народное училище, но через девять лет из-за недостатка средств оно было закрыто. 14 июня 1818 года открылось училище с двухлетним сроком обучения. Вышедшее в 1864 году «Положение о народных училищах» разрешало земствам открывать школы. Назначенный в 1869 году на должность инспектора народных училищ в Симбирскую губернию И.Н. Ульянов уделял большое внимание качеству обучения и кадрам учителей. При нем в Карсуне прошло два съезда учителей, где рассматривались новые методики преподавания, проводились показательные уроки. Особое внимание уделялось воспитанию и обучению грамоте детей по книгам К.Д. Ушинского. Неудивительно, что позднее около школы в Карсуне, при входе в парк, знаменитому педагогу был воздвигнут памятник.

    С 1 июля 1901 года Карсунское уездное училище было преобразовано в городское трехклассное. В это время возвели новое здание училища и дом под учительские квартиры. Инспекторы А.А. Красев и А.И. Червяковский проявляли большую заботу об учебно-воспитательном процессе.

    Указ Александра III и «Правила о церковно-приходских школах», изданные в 1884 году в целях утверждения христианской нравственности, способствовали быстрому росту церковно-приходских школ, которые вытесняли земские. И все же Карсунское начальное училище выделялось с лучшей стороны. Оно занимало просторное помещение, имело библиотеку с фондом в тысячу книг, занятия проводились в удобных, светлых комнатах.

    С 1908 года училище стало четырехклассным и получило статус Высшего городского начального училища. В 1918 году личный педагогический состав училища состоял из Почетного смотрителя училища П.А. Кукарина, председателя педсовета и инспектора М.М. Чернова, законоучителя протоиерея Н.Ф. Зефирова, также учителей И.Е. Костина, Н.И. Черновой, З.М. Казанской, Н.И. Перескоковой, В.И. Лямзиной, Н.В. Барщевского и других.

    После революции началась перестройка народного образования, в том числе и в Карсуне. Все школы стали трудовыми. Высшее начальное училище преобразовали в школу 2 ступени (начальную). К сожалению, летом 1922 года эта школа сгорела дотла. Пропал и памятник – бюст К.Д. Ушинскому.

    Реалисты

    В начале ХХ века Карсунская городская Дума поставила перед земством вопрос об открытии в городе реального училища. На уездном земском собрании 23 сентября 1908 года этот вопрос был рассмотрен положительно. Под постройку училища город бесплатно предоставил две десятины земли и арендовал большой трехэтажный каменный дом-особняк купца I гильдии Неона Шагалова.

    Реальное училище было открыто во многом благодаря ходатайствам предводителя Симбирского губернского дворянства В.Н. Поливанова и предводителя Карсунского уездного дворянства А.Д. Протопопова, именно поэтому уездная городская Дума в 1910 году присвоила им звание почетных граждан Карсуна. У реалистов была своя форменная одежда. Они носили костюмы черного цвета, шинели со светлыми «золотыми» пуговицами, кантами светло-оранжевого цвета. Фуражки были черные со светло-оранжевыми кантами и эмблемой скрещённых веток с буквами КРУ (Карсунское реальное училище), такие же буквы были на пряжке ремня.

    Для работы в училище были подобраны отличные преподаватели. Директором назначен статский советник А.С. Агринский. Инспектор Н.Н. Пальмов преподавал русский язык и литературу. Закон Божий вел протоиерей С.Ф. Зефиров. Историю преподавал В.Ф. Дружицкий, он был ссыльным за революционную деятельность. Его жена преподавала французский язык, до замужества она жила и училась в Париже. После революции Дружицкий стал начальником уездной народной милиции, позднее умер от тифа.

    Немецкий язык в старших классах вел Г.Ф. Вульф, дополнительно он занимался с реалистами гимнастикой (гимнастические выступления были очень популярны). Учителем по рисованию и черчению был Н.П. Михайлов, молчаливый холостяк, которого прозвали «Хебель». Перед февральской революцией в училище пришла учительница с огненными глазами и властными чертами лица. Это была Басова, член ЦК партии эсеров. Тогда же появилась молодая учительница истории Валентина Журина, «гибкая брюнетка с искрометными темно-зелеными глазами», ее прозвали «черная пантера», и все были в нее влюблены.

    Учащиеся были в основном детьми служащих: чиновников, учителей. Некоторые реалисты были из крестьян. Дети бедняков были освобождены от платы за право учения, им помогали в квартирном вопросе, одежде и учебниках, большинство их училось хорошо. Например, Женя Ефимов, высокий стройный, обладал на редкость красивым и мощным басом, выступал на вечерах. Его сманивали в соборный хор, но директор не разрешил. В эпоху перемен Женя яростно включился в революционную борьбу. В 1922 году он стал комендантом Симбирска, но вскоре заболел тифом и умер.

    В училище был прекрасный хор, который всегда выступал с большим успехом. Кроме Ефимова, хорошим голосом обладал Николаев – замечательный лирический тенор.

    Реалист Александр Карпов был сыном лесопромышленника и земледельца. У него с 1 класса и до последнего, жил бедный ученик П. Дугаев, который учился отлично и помогал Карпову-младшему: решал задачи, писал сочинения. За это Карпов содержал его у себя на всем готовом.

    Свершилась февральская революция, реалисты слушали восторженные речи, кричали «ура», ходили разоружать полицию. В начале 1919 года по решению директора реального училища А.С. Агринского выпускной класс был выпущен досрочно, остальные объединены с гимназистками и высшим начальным городским училищем. Реалисты навсегда простились со своим училищем, педагогами, директором.

    «Карсунская гимназия, хочу тебя воспеть!»

    Гордостью Карсуна была женская гимназия, которая открылась 14 сентября 1902 года. Сначала была 3-х классная прогимназия, а затем каждый год прибавлялся класс. В 1907 году было уже 7 классов, и это учебное заведение стало называться гимназией. Председателем Попечительского Совета был инспектор народных училищ А.И. Червяковский, а товарищем – городской голова, купец П.М. Драгункин. Начиная с 1902 года, начальницами гимназии были: М. Дехтярева, Маринг, М. Н. Китовская и О.Р. Шидловская.

    Учительский состав довольно часто менялся, неизменно оставались на своем посту законоучитель, священник М.И. Багрянский и учитель рисования, секретарь педсовета А.Н. Назаров. Влюбчивые, насмешливые и живые гимназистки прозвали Назарова «шалды-балды, чудилой безалаберным». Искренне любили учителей французского Л.М. Казакову и Е.И. Иванову, последняя училась во Франции и была кумиром девочек. В.Ф. Дружицкий, учитель истории, уроки вел возвышенно. Кудрявый, словно римлянин, оратор от Бога, влюблял в себя всех девчонок. В.Е. Рапидова вела уроки математики, она долгие годы переписывалась со своими бывшими гимназистками Р. Зефировой и Л. Семеновой. С благодарностью отзывались гимназистки о В. Рогожкиной, П. Кунаеве, 3. Казанской, В. Колосовой и других.

    Помимо уроков, в гимназии были праздники, литературные и театральные вечера с представлениями. Так, в один из праздничных дней гимназистки готовились к постановке, оформляли красивые декорации. «Народные русские костюмы участвовавших в опере учениц и их миловидные, молодые лица, прекрасная игра составляли живописную картину», – вспоминал один из зрителей.

    На вечерах преподаватели и старшие гимназистки веселились все вместе. Вот что пишет Косогорская Тося: «Мне вспоминаются маскарады наши. Мы танцевали с Дружицким, и потом он повел нас к Агринским, там тоже танцевали».

    В своих воспоминаниях Р. Зефирова и Л. Семенова, выпускницы 1915 года, вспоминают, какой у них был дружный класс: «Неумолимая и резкая во всем Нюра Перфильева, какая цельная была натура! Только умерла рано.

    Женя Козырева, как задорно звенел в классе ее журчащий голосок. Антонина Косогорская, сразу после окончания гимназии стала учительницей. Аля Глебова и Елена Кобелева окончили 7 классов гимназии, одна стала фельдшером и участвовала в Великой Отечественной войне, а другая вышла замуж и уехала в Ульяновск. В Ленинграде, во время блокады погибла Фаина Ласточкина». Две верные подруги: Лида Семенова всю жизнь детей учила, а Рая Зефирова, хранитель карсунских традиций, – оригинальный поэт. Многие карсунцы знали и помнят Юлю Благовидову. У всех у них была своя судьба. Большинство стали учителями, продолжали работать после революции. Некоторые награждены орденами и знаками отличия.

    В 1918 году женская гимназия, городское высшее начальное и реальное училища были ликвидированы. На их базе создана Карсунская трудовая школа 2 ступени (начальная), а с 1933 года – средняя школа.



    Опубликовано: 28.02.2007 14:21:20
    Обновлено: 28.02.2007 14:21:20
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70