Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №1(48)-2007 « Электронная версия «

    Возникновение Карсуна

    Из книги И. Юркина «Материалы для истории города Карсуна и его слобод»

     

    Построение города

    Первоначально город Карсун основан был там, где теперь стоят кварталы правой стороны ярмарочной площади, вплоть до Архангельского переулка. В этой части находились все присутственные места того времени. Одновременно с возникновением города, в нижней его части, в стрелецкой слободе, на площади основана была церковь – соборная, во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса. На левой стороне нынешней ярмарочной площади, или – как в старину называли – торга, поселены были слободой пушкари.

    На четвертом году после построения, т.е. в 1651 году, в Карсун на вечное житье переведены были казаки из села Выползова и поселены отдельной слободой на берегу речки Карсунки вплоть до Барышского оврага и до Пушкарской слободы.

    Когда город Карсун с прилегающими к нему слободами Пушкарской,  Стрелецкой и Казацкой соединился в одно, то соборная церковь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, по грамоте Великого Государя, отдана была в Преображенский монастырь, а на место той церкви от города в 38 саженях построена была соборная церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, деревянная, рубленая, шатровая, о пяти головах, с приделами рубленными, по правую сторону – придел Казанской Богородицы, а по левую сторону Усекновения главы Иоанна Предтечи...

    Далее, по указу Великого Государя, велено в 1733 году, вместо ветхой соборной деревянной церкви, на том же церковном месте построить каменную соборную церковь во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделом Казанской Пресвятой Богородицы.

    Судя по древним описаниям, план города Карсун... был несколько иной. Позади теперешнего полицейского управления и казначейства, между двух буераков, стояла крепость о шести деревянных башнях. От здания казначейства, вправо к площади, находились дома церковных служителей. Нынешняя Дворянская улица прежде называлась переулком, который служил для проезда на реку Барыш.

    От церкви Архангела Михаила, вниз в 10 саженях, начиналась Стрелецкая слобода. Вокруг всех церквей были кладбища. По нынешней Архангельской улице шла «большая дорога» к стрелецким дворам, почему эта улица и называлась в то время Большой улицей.

    Причина возникновения Карсуна

    ...возникновение города Карсун было вызвано тем, что после падения татарских царств Казанского, Астраханского и Крымского степные кочевые народы... долгое время еще беспокоили частыми своими набегами мирных оседлых жителей чувашского и мордовского племени, проживавших по правую сторону Волги... Кочевники эти набеги свои совершали из-за Волги, переправляясь на правую ее сторону, в тех местах, где теперь стоят города Сызрань и Сенгилей. Вдоль речек Сызранка, Крымза, Рачейка и Сенгилейка кочевники подымались вверх на верховья рек Свияга, Барыш и Сура, вдоль которых потом они спускались вниз до Алатыря и далее вглубь. При этом по пути следования опустошали огнем поля, селения, угоняли у жителей скот, а самих их, если не хотели присоединиться к ним, убивали или уводили в плен. Такие беспрерывные дикие набеги, совершаемые кочевниками на мирных жителей, не могли быть долго терпимы русским правительством.

    И вот, для охраны этого края от набегов кочевых народов и для защиты новой русской колонизации, правительство твердо решило сделать так называемую в старину засеку, провести черту, т.е. сделать земляной вал от реки Волга до реки Барыш и от Барыша до реки Сура и далее... Черта эта в частях своих носила различное название: так от Волги до реки Барыш она называлась «Синбирской чертой», ввиду того, что она начиналась от Синбирской горы; а продолжение этой черты от реки Барыш до Суры называлось «Карсунской» чертой, потому что она начиналась от устья речки Карсунка, впадающей в реку Барыш...

    Проведение... черты поручено было боярину дворецкому и оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, и вот он в 1647 году... по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, меж рек Барыш и Сура, для сбережения от татарских приходов учинил новую Карсунскую засеку на 53 верстах. Значит, эта черта, до построения еще города Карсун, носила название Карсунской. Далее эти же указы дают знать, что в том же году им же, Хитрово, поставлен город, который во имя новой Карсунской засеки назван Карсуном, да подле засеки же устроены еще два города да четыре острога жилые, и что город Карсун поставлен на самых великих степных татарских проходах (а не в дремучем лесу, как писал г. Красовский).

    Для карсунского засечного дела людей высылали из Курмыша и иных городов и уездов, с пяти дворов по одному человеку, из сел и деревень, которые стояли за рекою Сура, на Карсунской стороне и находились от Карсунской засеки в пятидесяти верстах и меньше... Для охранения же города Карсун и Карсунской засеки... в городах и острогах вместе со стольником Артемом Волынским из Курмышского, Алатырского и Ядринского уездов подымовным людям с десяти дворов по человеку с пищалями, луками, рогатинами и бердышами, которым дозволено было переменяться помесячно или понедельно... пока в Карсун и на Карсунскую засеку... соберутся на службу «новоприборные служилые люди».

    В новый город Карсун высланы были на вечное житье из Курмыша пушкари да затинщики. Туда же высланы были и «снаряды для охраны – пищали: одна медная, девятипудовая, пять пищалей затинных да к ним же ядра». В Карсун же высланы были на вечное житье из Курмыша, Алатыря, Ядрина и из Василя стрельцы, которыми и был заселен вначале город со слободами, и кроме того, в Карсуне и в острогах велено устроить на вечное житье служилых людей 2600 человек, да и по всей Карсунской засеке велено было устроить служилых людей, кем бы можно было охранять города и остроги и засечные крепости от прихода воинских людей.

    На фото: фрагмент плана города Карсун 1781 года. Из числа существующих построек показаны:

    1. Город-кремль, обнесенный деревянной стеной с шестью башнями, которые находятся в чрезвычайной ветхости;

    2. Бывший воеводский дом;

    3. Людские избы и конюшня;

    4. Воеводская канцелярия с тюремной избой;

    5. Архив;

    6. Соборная церковь каменная во имя Воздвижения Честного креста Господня и при ней каменная колокольня;

    7. Духовное правление;

    9. Обывательские строения Пушкарской слободы;

    10. Церковь каменная Преображения Господня, что прежде была монастырской;

    11. Соляные амбары;

    12. Обывательские магазейны (торговые склады);

    13. Амбар для хранения собираемых подушных денег;

    14. Лавки;

    15. Питейная контора;

    16. Винный выход (подвал для хранения казенного вина);

    17. Городническое правление;

    18. Торговая площадь (литерами Л, М, Н и так далее на плане обозначены вновь проектируемые здания и сооружения);

    26. Кузницы.



    Опубликовано: 28.02.2007 22:28:49
    Обновлено: 28.02.2007 22:28:49
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70