Закамская пограничная черта начиналась с Белоярской крепости на Волге, шла вдоль Черемшана, удаляясь от реки на 10-20 км, и уходила дальше к северо-востоку, заканчиваясь на реке Ик, неподалеку от впадения её в Каму. Кроме Белого Яра на линии имелосьa ещё шесть острогов: Ерыклинский, Тиинский, Новошешминский, Кичуйский, Заинский и Новомензелинский. Последний был самым большим: общая протяжённость его стен достигала двух километров.
Ерыклинская крепость представляла в плане прямоугольник со сторонами 88 и 109 метров. Её окружал вал с 4-метровым частоколом, на валу стояло 6 башен, две из которых – северная и южная (на казанскую и ногайскую стороны) – имели проезжие ворота и вышки. На северной башне находился «государев вестовой колокол». Высота башен с вышками была более 15 м, что позволяло «в степь видеть на пять вёрст», вокруг острога шёл глубокий ров, заполняемый при необходимости речною водой.
Закамская линия, имея протяжённость около 350 км, большей частью состояла из лесных засек. Деревья здесь подрубали на высоте человеческого роста и, не отделяя от пня, валили в сторону неприятеля. Ширина завалов достигала ста и более метров.
Эти лесные участки считались заповедными, в них запрещалось рубить деревья, прокладывать дороги и тропы. Население могло проходить через засеки только в определённых местах, на открытых степных участках возводились 4-метровые земляные валы с глубоким наружным рвом. Отдельные протяжённые участки древнего пограничного вала сохранились в районе Белого Яра, Тиинска, Мулловки, Боровки и других местах нашей области.
Основу пограничных гарнизонов составили польские шляхтичи, попавшие в плен после взятия Смоленска во время войны с Польшей. Рассказывая об этих событиях, известный историк В. Соловьев пишет, что мелкой шляхте и мещанам предоставили право выбора: они могли или вернуться в Польшу, или присягнуть русскому государю. Большинство решило остаться в России и их послали служить на Закамскую линию. Смоленским иноземцам оставили прежних командиров, сохранили структуру отрядов и старые знамёна. Отряд Белого знамени в количестве 141 человека направили в Тиинский острог. Им отвели земли под огороды и гумна и выдали деньги на дворовое строение.
Жили поляки в отдельной слободе. Поручиком в Тиинске был Лавринко Бутов, знаменосцем – Гришка Беляев. В Новошешминске нёс службу отряд Красного знамени численностью 127 человек под руководством поручика Степана Пузикова и хорунжего Марлона Сверкуна. В Заинске стоял отряд Жёлтого знамени (81 человек), в Новомензелинске – отряд Чёрного знамени (126 человек). Таким образом, в 1656 году на Закамскую границу прибыло 475 шляхтичей, кроме них службу несли более 600 стрельцов и казаков, присланных из разных мест.
Так, в Тиинске было 50 стрельцов из Ахтачинска, а сотня конных казаков из Лаптева составляла основу белоярского гарнизона. В Кичуйском остроге служили вахтовым методом по 50 казанских ратников.
Кочевники лишь один раз смогли преодолеть Закамскую линию. Это произошло в 1654 году, когда строительство ещё не было завершено. Орда прорвалась в районе между Тиинском и Новошешминском, дошла почти до Камы, разорив многие поселения.
После этого случая границу укрепили, были устроены наблюдательные сторожевые пункты. Один из них находился на месте села Старая Сахча («сахчи» сторож, часовой). При появлении противника отсюда посылали гонца в Тиинский острог или разжигали дымовой сигнальный костер.
Началось быстрое освоение защищённых земель. Начало положил игумен Богоявленского монастыря, который уже в 1658 году выхлопотал пустующие участки за Волгой. Вслед за ним патриарх Московский приобрёл земли на реках Майне и Утке, основав деревушки Застепную и Полянки. В 1661 году Янгонайко Кадышев получил владения на берегу Уреня, где впоследствии возникло село Енганаево.
Многие поселения в Старомайнском и Чердаклинском районах былиоснованы поляками, в 1659 году в Заволжье перевели небольшую группу шляхтичей из Полоцка (43 человека), которые попали в плен и первое время служили, по-видимому, на Симбирско-Карсунской линии. Они поселились в низовьях Майны, где возникла Полоцкая Слобода. Через 9 лет в этот же район прибыла другая группа поляков, которых разместили вдоль рек Майна и Утка, а также по Уреню, Калмаюру, Бездне и их притокам. Полоцкую Слободу превратили в мощную крепость, дав ей новое название – Майнский острог (ныне Старая Майна), в 80-х годах шляхтичи основали Среднюю и Верхнюю Майну (ныне Лесное Никольское и Старое Рождественно). Весьма вероятно, что Лесная Хмелёвка и Налёткино также основаны поляками. Дело в том, что шляхтичи отряда Белого знамени, жившие в Тиинске, первоначально отказались от земельных наделов и вместо этого получали денежное довольствие. Потом они передумали, и в 1659 году им дали земли, но уже не в самом Тиинске, а в 10-15 км от острога, «в вершинах речек Майны и Хмелёвки».
Вот сведения о некоторых других поселениях, основанных во второй половине XVII века. В 1679 году нижегородская мордва осела на реке Утке в селах Матвеевка и Помряскино. В 70-80-х годах выходцы из Саранска основали Чердаклы, а несколько позднее – Уренбаш. Село Кремёнки известно с 1666 года.
Пётр I придавал особое значение Закамской линии, рассматривая её и как надёжную опору в случае волнений местных коренных народов. После башкирских волнений он намеревался разместить здесь до 10 драгунских полков, однако постоянные войны на западных границах России не позволили осуществить эти планы. Только после смерти Петра в район Новошешминска перевели новые отряды гвардейцев.
Потомки стрельцов, польских шляхтичей, казаков, гвардейцев и драгунов, служивших на Закамской границе составили впоследствии особое сословие – «пахотные солдаты». Они не подлежали рекрутству, но в случае особой опасности на военную службу направляли всех годных молодых людей, которых официально именовали «малолетками». Пахотные солдаты называли себя «гвардионами» и весьма гордились этим званием, сохраняя некоторые внешние отличия военных людей. Они брили бороды, носили фуражки, были более подтянуты и всем своим видом отличались от остальных крестьян.
После смещения границы к югу гарнизоны Закамской линии были упразднены и служивших здесь людей направили в Оренбургский край. Всего из Среднего Заволжья туда прибыло около 5 000 человек. Именно они дали начало Оренбургскому казачеству.
Феликс Касимов