В исторической литературе отмечается решающая роль Меншикова во всех главных сражениях русско-шведской войны. Здесь проявились особенности волевого характера князя: невероятная напористость, отчаянная храбрость и способность действовать очертя голову. Однако при всех своих положительных качествах Александр Данилович отличался непомерным тщеславием и необузданной страстью к стяжательству. Меншиков нажил огромное состояние, владел великолепными дворцами и бесчисленными сокровищами, ему принадлежали множество поместий.
Среди них была небольшая Черемшанская волость, пожалованная князю в начале XVIII века. Находилась она в низовьях Большого Черемшана, между речками Ерыклинка и Бирля. Ширина волости составляла 30-40 км. В «Межевой книге земель князя Меншикова» сказано, что в 1706 году в этом районе «по велению Казанской канцелярии были поселены сёла Никольское-Черемшан, Богородское-Грязнуха, Архангельское-Городище, Рождественское-Сосновка, деревни Золотаревка и Красный Яр». В приведённом тексте определённое сомнение вызывает название «Рождественское-Сосновка».
Дело в том, что на речке Сосновка отмечаются два поселения: село Рождественское-Мулловка и в трёх верстах от него небольшая деревушка Сосновка. По-видимому, переписчик ошибся, объединив на бумаге два населённых пункта, и речь идёт о селе Рождественское-Мулловка.
Кроме перечисленных поселений, в Черемшанскую волость входил Ерыклинский острог, построенный на Закамской пограничной линии не позднее 1656 года и деревня Лебяжье Озеро, основанная в 1692 году. Совсем рядом с княжескими владениями находился Сосновский винокуренный завод, принадлежавший симбирскому купцу Осипу Иерофеевичу Твердышеву, который в 1710 году передал своё предприятие казне. Вероятно, опытный купец понимал, что соседство с всесильным князем не сулит ничего хорошего. Дальнейшие события подтвердили эти опасения, поскольку в скором времени вся продукция казённого предприятия стала присваиваться приказчиками Меншикова. Лишь спустя несколько лет после именного царского указа справедливость была восстановлена.
Этот незначительный случай вполне характеризует методы светлейшего князя. Его денежные махинации и спекуляции имуществом неоднократно разбирались в Сенате, и только дружба с Петром и заступничество царицы выручали Александра Даниловича.
И всё-таки жизнь он окончил в ссылке, лишённый всех почестей и богатств. После его смерти Черемшанская волость стала собственностью князя Антона Дивиера, которого прежде по ложному доносу Меншикова обвинили в государственной измене и сослали в Сибирь.
Следы бывших княжеских владений сохранились на современных картах. Контуры Черемшанской волости определяют часть границ Мелекесского и Чердаклинского районов. Южная граница Мелекесского района также связана с землями Меншикова: здесь располагалась другая его вотчина – Новопречистинская волость. Большинство волостных селений, расположенных на берегу Черемшана, оказались в зоне затопления. На новые места были перенесены сёла Никольское и Грязнуха (ныне Приморское).
Другие остались на дне водохранилища и теперь только небольшие островки – Городищенский и Красноярский напоминают о существовавших когда-то старинных сёлах и деревнях.