Это одна из первых книг о И.А. Гончарове, рассчитанных на широкий круг читателей. Она давно стала библиографической редкостью и до сих пор не утратила своего значения. После смерти И.А. Гончарова в 1891 году в столичных и провинциальных периодических изданиях были опубликованы многочисленные некрологи, а вскоре стали появляться воспоминания тех, кто знал писателя и поддерживал с ним творческие или дружеские связи, а также исследования его творчества и литературно-критические материалы. Тогда же петербургский издатель Ф.Ф. Павленков предпринял выпуск биографического очерка писателя.
Флорентий Фёдорович Павленков был успешным петербургским издателем. Он был убеждён в том, что народу нужна доступная, написанная увлекательным языком книга, и посвятил свою жизнь изданию и распространению такой книги. За 35 лет им было выпущено более 750 книг тиражом свыше 3,5 млн. экземпляров.
Ф.Ф. Павленков одним из первых начал выпускать однотомники – произведения классиков и научно-популярные книги. Особую популярность издатель завоевал благодаря выпуску книг в биографической серии «Жизнь замечательных людей», в которую вошли около 200 биографий русских и зарубежных деятелей науки, техники, литературы, искусства, ставшие сегодня раритетами. Книги этой серии являлись единственным универсальным собранием биографий тиражом 1,5 млн. экземпляров. Они отличались простотой оформления и дешевизной, широко рекламировались среди гимназистов и учащихся.
Книга о Гончарове, как и другие из этой серии, отличается простотой оформления, за обложкой следует фронтиспис с овальным портретом писателя, выполненным известным петербургским гравёром К. Адтом в 1895 году. На обороте титульного листа отмечено, что издание «Дозволено цензурою 4 июля 1895 г.». Издание отпечатано в типографии П.П. Сойкина.
Автором биографического очерка о Гончарове был известный русский критик и историк литературы Евгений Андреевич Соловьев. В кратком предисловии автор отмечает, что сведения о жизни знаменитого писателя почерпнуты «в автобиографических статьях самого Гончарова, помещенных в полном собрании его сочинений, в редких воспоминаниях близких к нему лиц…»
Содержание биографического очерка разделено на семь небольших глав. Текст изложен доступно и просто. Особое внимание автор обращает на то, какую роль сыграли книги и чтение в жизни писателя. Каждая глава авторского текста сопровождается высказываниями самого Гончарова.
Иван Александрович, отличавшийся своей скромностью и простотой, не навязывал своего мнения, но всегда тонко подчёркивал великую преобразующую роль книги для тех, кто начинает свой путь познаний и самосовершенствования. Эти поучительные слова о книге и чтении, как драгоценная россыпь, украшают его романы, очерки, воспоминания и литературно-критические статьи, некоторые из них приведены в данном очерке.
В детстве чтение лишь «дразнило и раздражало мечту». «Хорошо было забраться куда-нибудь на чердак или в глубину сада, – вспоминал Гончаров, – скрыться от чужих глаз, поудобнее улечься или усесться и с замиранием сердца следить за вереницей навеянных книгами образов, то пугаясь их, то простирая к ним руки».
Период учёбы в Московском коммерческом училище оставил у него плохие воспоминания, но отмечен также активным чтением того, «что попадало под руку». «…Поэзия жизни по-прежнему сосредотачивалась в чтении, и притом в беспорядочном… Гончаров предупреждал молодых людей, как важно не растерять среди «привидений и приключений» здорового чувства действительности».
Определенная система и порядок чтения стал вырабатываться в период учебы в Московском университете под руководством профессоров. «Много читал и учился», учился «почтительно».
Дальнейшая жизнь И.А. Гончарова определила его род занятий, окунула в поток литературных творений, книга стала его постоянным спутником: будь то каюта фрегата «Паллада», рабочий кабинет на службе или уютный домашний кабинет. Вторая деталь, на которую автор очерка обращает внимание читателей – это трепетная, до самозабвения, любовь писателя к своей Родине. С какой теплотой Иван Александрович отзывался о России, о своей малой родине, о Симбирске, о Волге!
«И где бы ни был Гончаров, – пишет автор очерка, – какие бы чудеса света ни осматривал, как бы эффективны ни были море, горы и пропасти, он ни минуты не забывал близкого сердцу уголка».
В заключительной части очерка автор отмечает, что, выйдя в отставку, Гончаров у себя на квартире устроился по-обломовски, уклоняясь «вообще от всяких парадов». Дворники и лавочники знали его и называли «генералом из писателей».
Остаётся добавить, что большую часть личной библиотеки, среди книг которой было много с автографами известных авторов, а также свои произведения, он давно уже отправил в родной Симбирск в Карамзинскую общественную библиотеку, чтобы они продолжали служить людям. А произведения самого писателя, издаваемые миллионными тиражами, продолжают радовать и восхищать читателей всего мира.
Геннадий Челноков