Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №2(49)2007 « Электронная версия «

    Крестный ход по Симбирской земле

    23 мая Крестный ход вновь охватил православное пространство нашей симбирской земли. И идёт Царица небесная, воздвигая храм под открытым небом размером с губернию. А мы – вслед за Ней. Всех осенит Она своим Божественным омофором. Услышит каждое слово и мольбу, вознесённую к ней, поймёт молитву, произнесённую на любом языке. Увидит наши скорби и печали и прольёт слезы. Как благодатные дожди, упадут они на погрязшие в грехе наши души, на заросшую сорняками землю. Прорвутся к свету новые ростки надежды и веры, расцветёт земля! Нет у нас иной веры и надежды, иного Крестного хода! В 2006 году за 33 дня Крестный ход посетил более 80 сел и городов. О днях пути рассказал летописец Симбирской и Мелекесской епархии Нафанаил.

     

    Начало новой истории

    Архиепископ Симбирский и Мелекесский Владыка Прокл рассказал:

    – С давних лет крестный ход проходил в начале лета, когда заканчивались посевные работы. После закрытия Жадовской обители и расстрела настоятеля монастыря хранителем чудотворной иконы Казанской Божией Матери стал отец Николай Шитов.

    Он учился в Московской духовной академии, и был направлен Владыкой Иоанном Снычевым на свою родину настоятелем Свято-Никольского храма в селе Оськино. 50 человек привёл отец Николай к служению в церкви – это о многом говорит. Новая история Обители связана с именем отца Агафангела. Он был крестником последнего настоятеля Жадовской обители наместника отца Каллиста.

    Когда в 1994 году Святейший Патриарх и Священный Синод утвердили моё ходатайство о возрождении монастыря и Обители святой иконы и благословили на это, я назначил отца Агафангела наместником. Монастырь к тому времени пришёл к сущей разрухе. Но на одном из ещё не разрушенных монастырских строений появилось явление Матери Божией, Спасителя и Святителя Николая.

    Явление стояло несколько дней на внешней стене здания. Многие его видели. Это событие нас подтолкнуло к тому, что надо хлопотать, чтобы отдали Обитель. Было это в 1995 году. Первое богослужение совершили на улице. Потом уже срочно-срочно строили деревянный храм. Спасибо отцу Игорю Ваховскому, настоятелю Троицкой церкви г. Барыш, он очень помог. 2 мая 2005 года заложен новый храм на месте разрушенного, он будет больших размеров и станет достойной Обителью для Чудотворного образа Матери Божией.

    Святыня нашлась!

    Отец Николай Шитов поведал:

    – До меня Святой образ хранил Николай Алексеевич Ираклинов, он обещал отдать икону, если я сделаю на неё ризу. Его смущало, что Божия Матерь без ризы, будто донага раздета. Икона перешла к нему от врача Сергея Алексеевича Архарова, кому её принёс послушник монастыря, брат большевика. В 1927 году в Барышком райкоме партии было решено окончательно закрыть обитель, и тот брат-коммунист тайно рассказал матери о ликвидации монастыря, а она предупредила отца Каллиста. Наместник собрал духовных братьев и сказал: «Не ведаем, кто будет жив, а кто погибнет, но прошу сохранить святыню нашу – икону Божией Матери!»

    Было решено отдать её в руки сельского врача, который жил на окраине села. На следующий день приехали партийцы, всё разграбили, монахов увезли. После расстрела Архаровых тёща врача передала икону Ираклинову. Человек он был осторожный.

    Работал бухгалтером. Его старенькая жена ходила в церковь, не пропуская ни одной службы. Бабушка не только молилась, но и присматривалась ко мне. Мне тогда было 25 лет. Никто не знал, что икона у меня, до тех пор, пока я не передал её самому Владыке Проклу. До этого Владыка много раз приезжал ко мне и всегда неосознанно надолго задерживался именно перед этой иконой, хотя с виду она такая неказистая. Наш епископ подолгу молился перед ней. Не однажды расспрашивал меня об этой иконе, но я отвечал уклончиво. Когда же подписали благословение об открытии монастыря, Владыка говорит: «Всё хорошо, церкви строим, монастырь открываем, только главной Святыни нашей епархии нет!» А я ему: «Она здесь, Владыка».

    Тогда он расплакался и сказал: «Теперь будем думать, как строить храм в монастыре для Чудотворной».

    Ода нашему духовенству

    Эти неугомонные и непокладистые, лёгкие на подъем, готовые строить и созидать, талантливые и стойкие люди не знают покоя, отзываются на любую нашу просьбу о помощи. Они всегда на ногах – ни свет, ни заря – с нами в радости и горе, наши пастыри, духовные отцы. Спасают наши души и возрождают родную землю.

    Вспоминая наших дорогих батюшек, хочу искренне поблагодарить их за служение Церкви, за трепетное отношение к Крестному ходу, их проникновенно-значимые и удивительно простые и понятные каждому проповеди. Я обещаю им, что все их послания останутся в православной летописи края.

    Протоиерей Геннадий Бобров (из обращения к участникам Крестного хода в Карсуне):

    – Вы, идя с крестным ходом, должны помнить, как Господь сказал, что если узнают, что вы Мои ученики, имейте любовь между собою. Потому что по вашему поведению будут судить о всех христианах! Крестным ходом прошёл Господь до Голгофы. Своим желанием участвовать в сиём крестоношении каждый несёт свой крест. Начиная с иерусалимской церкви, совершаются крестные ходы. Какая необходимость в этом сегодня? Огромная! Люди, прикасаясь к Святыне в тех местах, где нет храмов, видят, что есть другая жизнь, духовная, которой и будет жить каждый в вечной жизни.

    Под сенью Матери Божией

    Во всех деревнях и сёлах жители встречали паломников с открытой душой, зазывали на ночлег. Но большинство пилигримов предпочли проводить время в молитвах пред святым образом. В сёлах и городках иконой обносили больницы и роддома, школы и детские сады, дома болящих. С нетерпением ждали Святой образ в колониях для заключённых. В одной из них по инициативе самих осуждённых возведён храм во имя святого мученика Иоанна-воина. На площади перед новым храмом состоялась встреча верующих со Святыней. Священники обратились к осуждённым: «Нельзя считать человека потерянным для общества, а душу, рождённую христианской, потерянной для Бога! Нужно покаяться перед Господом. Каждый человек через покаяние может стать святым, а каждый святой может через грехопадение стать преступником. С воскресшим Господом в рай вошёл покаявшийся разбойник! Вы спасаете свои души, очищая их покаянием. Молите Пресвятую Богородицу, и небесная мать простит вас».

    Крестный ход не мог пройти мимо детских домов – Майнского и Максимовского. Учителя и воспитанники этих приютов всегда встречают Богородицу молитвою и стихами: «Пусть будет мирным небо над землёй, пусть детство звонкое смеётся». В интернате есть своя молитвенная комната с маленьким алтарем, там проводятся молебны, детей крестят и причащают.

    С Чудотворным образом священники обошли все палаты, где лежат 200 детишек, не способных ходить. Монахи обратились к воспитателям: «Читайте молитвы детям, и Господь встанет третьим между вами. Нельзя заменить мать, но когда в сердце любовь, ребенок это чувствует».

    Атаман школы русского рукопашного боя «Буза» Павел Сокирко и его статные братья с гордостью несли хоругви в Старой Майне. «Господь нас привёл в Старую Майну, – сказал Павел, – где земля обильно полита кровью убитых монахов, напоена духовными молитвами. Душа стремится в эти суровые места. Чтобы достойно овладеть духом воинского наследия предков, уже 15 лет мы изучаем его истоки. Нельзя вырвать кусок народной культуры из пласта вековых традиций. Вот поэтому мы здесь, под сенью Матери Божией».

    Ещё совсем недавно благочинный Сергий Аристов в Серафимовском храме пос. Кузоватово крестил симпатичного паренька, который был призван на срочную службу в ряды вооружённых сил. Именно этот солдат, уже возмужавший сержант-контрактник 31-й военно-воздушной бригады, отслуживший в Чечне, принёс Чудотворный Образ на свою малую родину. Отец Сергий об Эдуарде:

    «При крещении ему дали имя Николай – победитель народов. Святыня и воины, которые её несут, связаны очень гармонично. Люди, призванные побеждать, несут не оружие смерти, а оружие любви, потому что Богородица побеждает силой любви, и этому оружию никто не может противостоять. Это та великая сила любви, которая поможет победить России!»

    В ожидании чуда

    Откровенно говоря, я не ожидал никаких чудес, доказательств материального присутствия с нами Матери Божией. Для чего же идём мы? Дай Бог, не для того, чтобы погасить сомнения в Вере своей! И всё же многие прихожане ждали чуда – проявления Божественного омофора. Когда человек ждёт этого, значит, воистину верует. Да, мы видели в Заречном присутствие Заступницы в двойной радуге над нами. В солнечной короне над Старомайнским храмом. В двойном солнечном диске над Никольским храмом в Сурском. В шёпоте ангелов над могилой старца Антония после ночной поминальной молитвы в Ундорах. В первой летней грозе с громом, похожим на раскаты гигантского колокола, которые разрывали небо над железнодорожной Майной.

    В рассказе бабы Кати, как на святом источнике Божией Матери под Мелекессом после ночных молитв в небе над родником появилась Богородица в ослепительно белых одеждах. Прижимала к груди младенца, она строго смотрела на людей, будто упрекая их.

    Все, не сговариваясь, упали на колени, и парень, попавший туда «за компанию» с родственниками, всё повторял в сильном душевном замешательстве: «Вот же Она, а говорят, что Бога нет. Есть Бог! Вот же Она! А мне не поверят». Мы верим и даже по-доброму завидуем счастью увидеть Её!

    Павшим защитникам

    В Никольское-на-Черемшане Крестный ход прибыл утром 22 июня, в день 65-летия со дня начала страшной войны. Новый храм Святителя Николая стоит рядом с небольшим сельским сквером Победы, в центре которого обелиск. Педагоги и дети, все прихожане встретили небесную Заступницу на коленях у входа в скверик Победы.

    Наши воины-десантники с суровыми, торжественными лицами пронесли икону над головами людей и замерли в почётном карауле. Отец Игорь Гнатишин и иеромонах Жадовского монастыря отец Никодим с прихожанами отслужили заупокойную литию.

    Обращаясь к сельчанам, настоятель сказал: «Сила духа и веры, всегда присущая людям на Святой Руси, сумела остановить вал врагов. Мы должны хранить память о погибших и мир на нашей земле, ибо мир очень шаток! Царствие небесное всем воинам, павшим за веру и Отечество на поле брани». Плакали прихожане, плакала Таисия Николаевна Ершова, наша паломница. Её отец Н.Д. Данилин ушёл на фронт добровольцем в 1942-м. Погиб 27 марта 1944-го. Могилку его не удалось разыскать – в похоронке ошибочно указали несуществующее на Украине село...

    Сестры во Христе

    Таисия Николаевна помнит суровые военные годы, когда они с матерью «проели» свой отчий дом, побирались, собирали на заброшенных полях гнилую картошку, как ослепла от голода четырёхлетняя сестра Алевтина. 

    И как они с семилетней сестрёнкой Еленой ходили в Воскресенскую церковь и по детскому неразумению вместо одного раза по нескольку раз вставали в очередь во время причастия, чтобы ещё и ещё раз получить кусочек «церковного хлебца» и запить сладким вином. Вот тогда в чистых детских молитвах она впервые обратилась к Заступнице. И совершилось первое чудо: Алевтине стало лучше, она опять стала видеть. Через много-много лет Господь привёл Таисию Николаевну к послушанию, которое стало смыслом её жизни. Она помнит, как 12 сентября 2003 года небольшой группой верующих они впервые прошли Крестным ходом вокруг города.

    Позже Таисия Николаевна Ершова и Нина Владимировна Коротина, другие православные сёстры и журналист Сергей Серюбин совершили паломническую поездку в Жадовский монастырь, где узнали о чудотворящем образе. Пошли к Владыке Проклу с просьбой воссоздать Крестные ходы.

    Так возрождался главный губернский ход с чудотворным образом.

    Спаси, Владычице, Русь!

    Новая Майна встречала гирляндами цветных флажков, дорожкой из свежескошенной травы и цветов. Хоругви, кресты и образа на расписных рушниках несли дети. Бабушки совали им букетики с лилиями и пионами, старательно выводили «Заступницу усердную». После службы от зелёной дорожки не осталось и следа: «ковёр», по которому прошла Богородица, прихожане разобрали для лечения.

    Стояла жара градусов 35, и оживляющей благодатью для сотен новоульяновцев стало окропление святой водой, которую отец Геннадий, не жалея, обильно выплёскивал на прихожан. Ответной наградой батюшке был счастливый смех и крики «ещё!». В Новоульяновске отец Геннадий совершает двойной подвиг: воздвигает в городе новый храм, очищает души заключённых, постоянно навещая их в колонии, и относится к ним как к обычным прихожанам.

    Много деток мы видели в пути... Николай Шитов сказал: «Цепляйтесь за одежду Христову, чтобы не утонуть в грязи и безобразии! Ищите Царствие Божие, а остальное всё приложится к вам! Не учите детей быть рвачами и шакалами, ибо сначала они вырвут всё у своих же родителей!»

    Носите тяготы друг друга

    Рядом с Озёрками в Малом Уренбаше есть освящённый источник в честь святого праведного Иоанна Русского, туда ходят молиться и христиане, и мусульмане. Всем паломникам батюшка Пафнутий подарил бутылочку с этой водой, иконку с благословением храма Михаила Архистратига и просфорочку: «Носите тяготы друг друга, тако исполнится Закон Христов».

    Стараниями благотворителей подготовлен проект нового храма, а на месте будущей церкви установлен крест, вокруг которого мы обошли крестным ходом. Иеромонах Пафнутий пояснил: «Место наше освящено с трех сторон: с одной стороны нас покрывает священномученик Александр Бряндинский, с другой – святой Андрей Блаженный, а с третьей – преподобный отец Гавриил. Чего ещё желать? А в народе ведь как? Увидят, что человек пошёл в храм, спрашивают: у тебя что-нибудь случилось? И редко кто ответит: мне так хорошо, что я решил пойти и поблагодарить Бога.

    Старцы говорят: пусть ты только один раз пришёл и помолился, а тот святой, перед образом которого ты поклонился, больше года будет за тебя молиться у Престола Божия! Настоятель всем пожелал, чтобы шли в церковь и в печалях, и в радостях духовных, и тогда каждый ощутит покров и милость Матери Божией. Когда мы пришли в Озёрки, нас встречала длиннющая, взволнованная цепочка сельчан с цветами вдоль всей дороги, и всё было так торжественно, что казалось, нас приведут в громадный храм. А увидели неказистую, переделанную из какого-то строения церквушку. Но когда мы уходили отсюда, то ещё раз убедились, что не стенами жива Русская Церковь, а Духом Божиим, царящим в ней!

    Будут и бревна!

    В 2007 году Тереньге исполняется 325 лет. Она встречала нас духовными стихами Андрея Дементьева. Здесь нет своего храма, но жителей собралось сотни четыре. Иеромонах Никодим отметил старания прихожан: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах. Будут рёбра, будут и брёвна». Встреча состоялась на площади перед старинным особняком Екатерины Перси-Френч. Дом имел подземный ход в расположенный через дорогу большой белокаменный храм. В 9 км от Тереньги, в селе Молвино, проживает внучка бывшего управляющего имением – Лариса Ивановна.

    82-летняя женщина помнит старый храм. Его разрушили в конце 1950-х годов. В подвале барского дома сохранился вход в тоннель, заложенныйкирпичом. Был в посёлке ещё один храм Александра Невского, каменный с чудными куполами. Сейчас место, где он стоял, верующие отметили памятной плитой и обложили камнями, взятыми со стен разрушенного в 1960-е годы храма. Чем дальше в глубинку мы заезжаем, тем крепче вера и кристальнее чистота духа народного. Люди знают историю своего края, передают друг другу рассказы местных старожилово своих церквях и репрессированных священниках, всем миром собирают средства на ремонты храмов.

    Отец Николай Леванов встречал нас дважды – в Октябрьском и Радищево. Оба раза жители ждали нас ещё на трассе и опускались перед иконою все как один на колени. «Ими живёт вера наша православная», – так отозвался о своих прихожанах батюшка.

    Танцы на костях

    В Павловке мы были всего чуть больше двух часов. Люди спешили рассказать о наболевшем. Краевед Александр Иванович Панфёров поведал, что в Павловке до 1930-х годов  существовала Воскресенская церковь.

    В 1827 году на средства, выделенные князем Николаем Оболенским, был возведён большой каменный трёхпрестольный храм. Его закрыли в 1929 году, а в 1932-м частично разрушили, снесли колокольню и купола. После реконструкции здание решено было использовать под очаг культуры. По рассказам отца Андрея, когда рабочие снесли алтарную часть и вскрыли полы, внутри храма обнаружили склеп с останками священнослужителей. По приказу партийных органов останки, не придавая огласке, засыпали здесь же, и работы возобновились. Так до сих пор под полом Павловского дома культуры покоятся останки священников, а над ними устраиваются танцы – акт вандализма продолжается!

    Отец Андрей рассказал о репрессированном священнике Владимире Пиксанове. Он был добрым наставником, люди шли к нему за советом.

    Отец Владимир вёл службу, когда в храм вошли вооружённые люди. Ему не позволили даже снять епитрахиль. Гнали по улице и у всех на виду глумились, избивали. Народ следовал за карателями со слезами и плачем.

    Времени было мало, но мы с батюшкой Андреем Щербаковым успели съездить на могилку старца Владимира и помолиться. Сельчане наперебой рассказывали о помощи, которую старец оказывал им при жизни, и сегодня по молитвам многие исцеляются.

    ... К великому нашему горю, в марте 2007 года отец Андрей Щербаков трагически погиб в автомобильной аварии, вместе с братом и мамой. Без отца остались трое малых деток.

    Чудеса Заступника

    Какие первозданные красоты, созданные Богом, открываются нашему взору: удивительной прелести холмы и долины, березовые и дубовые рощи, озёра и реки. Идёшь по этой земле с накопившейся за время долгой дороги усталостью и чувствуешь поддержку матери-природы, её божественное начало. И отступают печали, и душа в радости парит над всем этим.

    Храм Николая Чудотворца в селе Илюшкино Павловского района виден издалека. Стоит величаво в красивой долине, кажется, что зелёные холмы окружают церковь благоуханием всего мира. Никольский храм начали строить в 1901 году. Освятили в 1907-м – в год смерти преподобного Иоанна Кронштадтского. Народ тянулся к этому чудному месту. Рассказывают о многократно происходящих здесь исцелениях болящих, о том, как богоборцы в 1936 году пытались взорвать храм, но невидимая рука Божиего Угодника Николая отводила их от святотатства. Настоятеля отца Димитрия Улыбышева арестовывали дважды: в 1931-м и в 1937-м. По официальной версии 20 января 1939 года Д.И. Улыбышев умер от воспаления легких в ГУЛАГе, в Ухте. Отец Димитрий имел три образования: педагогическое, духовное и 4 курса медицинского, владел несколькими иностранными языками. Его жена Лидия Федоровна была редкой красавицей, она осталась верна мужу до самой смерти.

    В Никольском храме в советское время был склад, а по прибытии в губернию Владыки Прокла церковь была восстановлена. Многое сделано, но не хватает средств на внутренние работы по росписи стен. Настоятель обращается ко всем верующим с просьбой о помощи. А помочь храму Николая Угодника нужно – небесный заступник продолжает творить чудеса.

    Лик Спасителя

    Село Баевка. Прихожане принесли в храм большую памятную плиту, которую прятали от богоборцев ещё их родители. Плита знаменита тем, что отлита в ознаменование открытия в селе местного храма. Я наблюдал за тем, как мужчины и подростки со старанием очищали и отмывали святыню.

    Вместе с иереем Алексием Новицким решили установить плиту у главного входа в храм и снабдить большой фотографией старого храма. А потом читали историческую надпись на плите: «Во имя Отца и Сына и Святаго духа. Основана сия Церковь в честь и память Архистратига Михаила. Храм освящён в 1905 году…»

    В Баевке мне рассказали о бабушке Анне, которая хранит русский рушник с чудесно проявившимся на нём образом Спасителя. Произошло это ещё при жизни мужа Анны Ивановны, большого христианского подвижника Василия Лешина – он начинал строить новое здание церкви. Как-то во время ремонта икону с Ликом Спасителя в терновом венце завернули в полотенце и уложили вместе с другими вещами в чулане. Прошло немало времени, хозяева начали наводить порядок в доме, достали икону... Каково же было их потрясение, когда, развернув рушник, они увидели, что на нём проявился Лик Спасителя в терновом венце!

    История эта наделала много шуму в селе, приезжали корреспонденты с Кузнецка и Сызрани. Прошло ещё несколько лет, и теперь полотенце, которое хранится за той самой иконой в домашнем иконостасе, сильно пожелтело от времени, но всё-таки хранит след явленного образа. Отец Алексий Новицкий сам лично достал свёрток из-за икон и развернул, перекрестившись. Анна и её сестра Евдокия пытались отстирать рушник, но изображение не исчезло.

    Праздник в Жадовке

    Крестный ход завершился 21 июля 2006 года праздником Казанской Божией Матери в Жадовке. Праздничная служба прошла при очень большом стечении народа. У самого живоносного источника одновременно собиралось до 50 человек, чтобы набрать святой воды. Игумен Филарет с братией провели водосвятный молебен ранним утром. Паломники приехали ещё с вечера 20 июля и ночевали в монастыре. Архимандрит Пётр приехал в Жадовку прямо из Москвы, где был на торжествах, посвящённых празднованию прп. Сергия Радонежского и в канун праздника сам вёл службу в одной из московских церквей. А 18 июля вместе с Владыкой Проклом участвовал в богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, которую вёл Святейший Патриарх всея Руси Алексий.

    Причастников было около двухсот человек. Причащали из двух чаш. Перед чудотворной иконой образовалась долгая очередь, каждый хотел встать на колени, высказать наболевшее, попросить милости у Божией Матери.

    Погода наладилась. Светило яркое солнышко. Но улыбки и радость на лицах верующих были ещё ярче.

    За 30 дней Крестного хода я молился с тысячами христиан более чем в 50 храмах, поднимался на все колокольни наших церквей, прикасался к церковным камням двухсотлетней давности, пил воду из десятков святых родников – разве это не счастье! Люди говорили «спасибо» за фотолетопись, за статьи и православные очерки. Нет у нас православного телевидения, где можно было бы увидеть всё, что происходило во время 33-дневного Крестного хода, но я верю – придёт доброе время!

    Исповедь сердца

    Простите меня, паломники, что не обо всех рассказал. Вы все для меня стали родными и близкими! Вы, которые стояли тихонько в стороне, ждали, когда схлынет народ из церкви, а потом плакали перед Святым образом, прижимая к груди фотографии близких, попавших в беду. И вы, которые встречали Богородицу на коленях...

    Иногда, разбитый и обессиленный, я готов был сдаться и всё бросить, но через объектив фотокамеры видел людей, которым ещё хуже, чем мне… Они все передо мной, в моём сердце…

    Безутешно рыдающая чердаклинская мадонна на коленях, перед ней – беспомощное тельце сынишки в инвалидной коляске. Она поднимает непослушную ручонку ребёнка навстречу Богородице и крестит-крестит ею малыша. Вот другой малыш, из Максимовского детдома, тянет ко мне ручки и так смотрит, что можно сойти с ума. В его глазах столько отчаяния, боли и безысходности! Я помню лица всех и благодарю за вашу веру, любовь и тоску. Это наш крест, и нам нести его до конца. Я люблю вас. Вы – мой источник вдохновения. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Честнейшей Матери Твоей, помилуй мя грешного, раба твоего – Нафанаила!

    P.S.: С 23 мая по 14 июля 2007 г. Крестный ход идёт по Симбирской земле




    Иллюстрации:

    С иконой
    Фото Нафанаила
    Крестный ход по Симбирской земле


    Опубликовано: 17.08.2007 17:11:39
    Обновлено: 31.08.2007 20:50:04
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70