Мирское имя его – Сергей Васильевич Буртасовский. Родился в семье диакона, в Казани в 1845 году. Получил добротное духовное образование. Обучаясь в академии, принял монашество. В июне 1872 года иеромонах по направлению поехал в Иркутск работать преподавателем в духовной семинарии на кафедру богословия. В 1880 году был возведён в сан архимандрита и 5 лет прослужил ректором Благовещенской духовной семинарии. В июне 1885 года возведён в сан епископа. Под его окормлением – Камчатка, Курилы, Сахалин, Приморский и Приамурский край! Даже сейчас трудно представить эти огромные территории, отданные епископу для духовного просвещения жителей тогда ещё совершенно дикого края. Нравы живущих здесь людей порой не отличались от звериных.
В Ульяновском областном архиве сохранились рукописные свидетельства миссионерской деятельности епископа Гурия в Камчатской епархии, сделанные им самим и его помощниками в 1885, 1887, 1891 и 1892 годах. Просмотрим вместе эти рукописи. Местные жители в них называются гольдами и гиляками (это современные нивхи и нанайцы). Жили в юртах, хлипких сооружениях на рыбьих костях, обтянутых рыбьей кожей. Смрад, грязь, блохи. Владыка заходил в жилища, гладил и целовал зачуханных детей. Ел с ними! И даже благодарил за угощение. Если семья крещённая, спрашивал, есть ли иконы? Обычно из-за грязи и дыма иконы быстро портились, поэтому их держали в сундуках. Велел достать, повесить. Объяснял значение святых образов. Учил креститься, рассказывал о Боге. Владыка терпеливо объяснял, что есть добрые духи и злые.
Бог зло не любит и не будет помогать тем, кто молится идолам. Владыка объяснял: «Молиться надо только Богу. Русский народ, пока не принял крещение, тоже жил в язычестве, как и вы, и даже хуже вашего жил. А теперь видите, каких успехов достиг благодаря христианству! И вы, если захотите, тоже так же будете жить».
В его отчётах о миссионерской деятельности читаем: «Строго говоря, при существующих обстоятельствах, в каких находится миссия, нельзя ожидать каких-либо особенных успехов в цивилизации инородцев. Какое доброе влияние можно иметь на них при их почти постоянной нетрезвости? Они и без того грубы, а под влиянием ханшины (китайская водка) становятся страшными. Миссионеры, по моему настоянию, принялись за изучение языков инородцев, и некоторые уже научились изъясняться с ними. Но поручиться, что они и в будущем будут верны своему призванию, не могу.
Может быть, что у них не хватит духа, силы и энергии противостоять злу, какое облегает здесь миссионерское дело со всех сторон». Надо сказать, что епископ Гурий был непримирим в борьбе со злом во всех его видах. Это касалось и священников, и мирян. Вот отрывок из «Пастырского слова», сказанного им в Благовещенске в 1891 году по поводу плотской любви, которую в разных вариантах воспевали в литературных журналах: «Сладострастие, разврат не считаются даже и грехом. Поэтому и замечается в настоящее время оскотинение в образе жизни и поведении отдельных личностей. Их всех знают, знают преступность их похождений и действий в отношении к женщинам, особенно к девицам, развращённым ими, однако они приняты в обществе! Но вот как судит Слово Божие о плотском разврате. Святой апостол Павел запрещает иметь даже братское общение с развратниками: «…не сообщаться с блудниками, с такими даже и не есть вместе» (1 Кор.5, 9, 11). Не берусь точно определить степень виновности этого греха пред Судом Божиим, но думаю, что он едва ли менее греха распинателей Иисуса Христа».
Епископ Гурий был первым русским архиереем, посетившим Сахалин и общавшимся с каторжниками. Не «для галочки», не для очередного отчёта ходил епископ по камерам и беседовал с арестантами, не для видимости служил молебны и освящал тюрьмы, а настойчиво пытался найти способ помочь этим несчастным обрести подлинную веру и прийти к спасению души.
Многообразную деятельность епископа Гурия на Дальнем Востоке высоко оценил Государь император Александр III, пожаловав ему полное архиерейское облачение из Кабинета Его Императорского Величества. «За усердное служение и ревностные труды» на Дальнем Востоке владыка также был пожалован орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира 3-й степени.
В общей сложности на Дальнем Востоке владыка прослужил 20 лет. В 1892 году он был определён епископом в Самарскую епархию. До его приезда в Симбирск оставалось 11 лет. В Поволжье епископ Гурий принёс с собой весь свой богатейший миссионерский опыт. И поскольку издавна народ здесь живёт разноплемённый – опыт этот очень пригодился. Миссионерское дело сразу окрепло в епархии.
Каждую церковную школу епископ считал своим родным детищем и лично входил в нужды каждой. В 1902 году в Самару приехал известный всей России протоиерей Иоанн Сергеев, будущий святой Иоанн Кронштадский. Они вместе с владыкой Гурием служили Божественную Литургию, много беседовали друг с другом. Позже вели переписку.
Епископ Гурий был истинным учителем будущих пастырей и часто говорил семинаристам: «Пастырь должен быть исполнен самоотверженной любви, чтобы его служение было апостольским. Особенно в наше время. Мир дышит неверием, неверие проникает в сознание людей, а пастырь должен быть на страже своей паствы. И образованием, и самой жизнью он должен быть готов к тому, чтобы давать ответ на любой вопрос».
Любили семинаристы владыку. И как было не любить? Он заботился о них, как истинный отец. Им было открыто общежитие для бедных воспитанников, не имеющих возможности жить на частных квартирах. Для помощи наиболее нуждающимся из епархии отпускались большие суммы. При нём появилось много семинаристов, обучающихся полностью за счет епархии. Были открыты курсы рисования, поощрялось преподавание музыки и пения. Было введено преподавание медицины. За время служения в Самарской епархии владыка был награждён орденом Святой Анны 1-й степени и орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира 2-й степени.
В апреле 1904 года епископ Гурий Указом Его Императорского Величества и Святейшего Синода был перемещён на Симбирскую кафедру. Это отнюдь не было понижением – в начале прошлого века Симбирская губерния была намного больше Самарской. И епархия была старше и значительнее.
Епископу Гурию было 59 лет. За его плечами – огромный опыт миссионерской, организаторской работы по созданию и укреплению епархий, строительству церквей, открытию новых монастырей. Это был страстный борец за чистоту Православия против раскольников и сектантов, против бунтовщиков всех мастей и рангов.
И в то же время епископ был хорошо известен как богослов, его печатные труды до сих пор вызывают чувство восторга пред смелостью и глубиной мысли. Такой человек пришёл на Симбирскую кафедру. «Симбирские епархиальные ведомости» бесстрастно фиксируют каждый его шаг. Свою новую службу епископ Гурий начал с практического знакомства с приходами, с духовенством, с тем, как поставлена просветительская работа.
Вот он в селе Тушна. Просит прихожан позаботиться о строительстве ещё одной церкви. «Это так важно в наше смутное тяжёлое время. Как много появилось зловредных людей, которые сами не веруют в Бога, не почитают Царя и стараются ниспровергнуть существующий государственный порядок. Бойтесь таких людей и не слушайте их!» В Сенгилее посетил заключённых в тюрьме, навестил лазарет с ранеными (1905 год), посетил приют для девочек-сирот. Везде для всех ласковое ободряющее слово.
Село Буераки Сенгилеевского уезда. Узнал, что в школе обучаются только мальчики, а девочек не пускают в школу родители. Убеждает в необходимости религиозного воспитания и образования девочек, будущих матерей. В селе Алёшкино живут чуваши, их стараниями выстроен новый храм.
Владыка интересуется у священника, знает ли он чувашский язык? Не знает. Предложил поискать другой приход с русским населением. Незнание священником родного языка прихожан может гибельно сказаться на их религиозно-нравственной жизни.
Очень внимателен был владыка к нуждам духовенства. И в то же время он не оставлял ни одного случая халатного отношения со стороны священников к своим обязанностям, предупреждал, отправлял «за штат», были случаи, когда лишал права службы. Таких примеров в «Ведомостях» много. Так что обиженные были. И можно уже было, в связи с Манифестом о свободе совести, писать поносные статьи о правящем архиерее. На владыку даже готовили покушение, об этом можно тоже прочитать в «Епархиальных ведомостях».
Умер епископ Гурий 5 января 1907 года. Задолго до кровавых событий, изменивших судьбу России. Не успели революционеры свести счёты с ним живым, не сгноили его на Соловках. Но привычным для них воровским способом постарались испортить ему репутацию в своих «красных» газетёнках. Кто такой Ястребов, на публикации которого ссылаются современные «исследователи» жизни владыки Гурия? Бывший семинарист, выучившийся в стенах Симбирской семинарии, ставший со временем богоборцем, учителем, пописывающим в газетах. В одной он, например, осмелился отозваться об Иоанне Кронштадском, как «о заезжем гастролёре», описывая его приезд в Симбирск.
Как тут не вспомнить нашего святого архимандрита Гавриила, сказавшего в одной своей повести о некоторых революционерах, как о подлых людях, которые «выучились за церковные деньги, и «в благодарность за это» первые же начали громить храмы.
Не любил память о владыке Гурии и Скиталец. Кто ещё? Кто ещё не насладился бесовской пляской на руинах разрушенных храмов, на руинах российской нравственности, методично уничтожаемой, как в пресловутые советские времена, так и сейчас в нашей «реформирующейся» жизни. Бог им всем судья!
А мы, познакомившись в архивах с «делом епископа Гурия», считаем своим долгом молиться о нём. Так же как и те, кто близко его знал, любил и на могиле его, прощаясь с ним, говорил: «Вечная память тебе, Святитель Божий, труженик и молитвенник».
Людмила Куликова,
фото из личного архива автора