2007 год больно ударил по редакции журнала «Мономах»: ушли из жизни дорогие нам люди – краеведы, литераторы, подвижники.
С самого основания «Мономаха» всегда рядом была Альбина Фёдоровна Гарина, большой энтузиаст краеведения, преданный друг редакции, и называли её здесь просто и ласково«мама Аля». Когда Альбина Фёдоровна заболела, её дом стал нашим домом, здесь обсуждались будущие выпуски «Мономаха», выбирались темы и пути для их воплощения. Выходил очередной номер – Альбина Фёдоровна выступала самым строгим судьёй. Невозможно было представить нашу жизнь и работу без этой энергичной, неунывающей женщины с вечным двигателем в сердце. Но – всем известно – вечных двигателей нет, и всё ж поверить в это очень трудно, просто невозможно…
До сих пор не верится, что в редакцию никогда уже не войдёт Борис Васильевич Аржанцев. Всегда бодрый, весёлый, он заражал своей энергией всех, кто оказывался рядом. Заражал любовью к городу: в его сердце так много было любви к Симбирску и его архитектуре, что эта любовь текла через край, переливаясь в сердца других. Благодаря Аржанцеву, сто раз видимая мёртвая архитектура на глазах оживала, начинала повествовать о себе, красоваться складками одежд, открывать новые грани.
Любую свою идею Борис Васильевич облекал в поэтическую форму, придавал ей мировую значимость – а как ещё заставить чиновников крутиться! Начнётся ли восстановление дома Карамзиных, будет ли реализована идея «Симбирского Петергофа»?..
Преданный друг редакции Оленька Ойкина. Не хочется называть строго по имени-отчеству эту нежную, хрупкую женщину, мужественно боровшуюся с тяжёлым недугом. Работая в краеведческом отделе Дворца книги, она долгое время была лоцманом нашего корабля в море специальной литературы.
И в болезни Оля оставалась главным читателем и почитателем журнала «Мономах». С нетерпением ждала праздника «Друзей «Мономаха» в декабре 2006 года, пришла, едва собрав силы, повидаться со всеми – осталась радостная запись в её дневнике. Олин голос-ручеёк продолжал звонко журчать по телефону, и нам казалось, что он не может оборваться. Оказалось – может… Нет, любовь и добро не высыхают бесследно, а живительной росой окропляют наши сердца.
В этом году мы простились с Еленой Токарчук. Поэт, чистая душа. Слагать стихи для неё было так же естественно, как петь. Остались поэтические книги с авторскими иллюстрациями. Незадолго до ухода она успела подготовить сборник «Святорусье», который сейчас готовится к изданию.
Радостный, солнечный, жизнеутверждающий настрой пронизывает творчество Елены Токарчук. Её поэзия – как исцеляющая душу радость, как благая весть, передающаяся от поэта к поэту. Звонкий голос, открытая улыбка, излучающие свет глаза – такой она останется с нами. Профессор Литературного института Игорь Волгин написал о Елене: «Читатель, не знающий о том, с какими тяготами сопряжено физическое существование этого поэта, никогда не догадается о них по представленным стихам».
Размышляя о жизни и смерти, Елена Токарчук мудро писала: «Жизнь – сквозь костёр короткий перелёт,/Воздушная обитель, а не твердь…»
Хочется верить, что все ушедшие наши друзья и близкие обрели свою воздушную обитель. Будем вспоминать их светло!