«Не помню теперь, где и когда именно я познакомился с Константином Петровичем Вильбоа. Знаю только, что когда в здании Михайловского замка открыли церковь для юнкеров инженерного училища, то составился хор из любителей, в котором и я участвовал, а дирижёром хора пригласили Вильбоа...
Хор состоял из 18-20 человек; число это было совершенно достаточно для такой маленькой церкви, как наша. Спевки происходили в квартире бывшего тогда казначеем училища (впоследствии правителя канцелярии, ныне умершего) А.И. Иванова. Как на спевку, так и в церковь ходили очень аккуратно; редко случалось, что недоставало одного, двух человек. Так как наши церковные спевки большей частью оканчивались пением светских хоров (почти исключительно сочинений самого Вильбоа), то тут мне пришлось познакомиться с дирижированием Вильбоа. Он вёл это дело очень хорошо; хоры были тщательно разучены и пелись с соблюдением всех нюансов...
Вильбоа как композитор был человек талантливый, и очень вероятно, что он мог бы внести хороший вклад в области русской музыки, если бы жизнь его сложилась иначе. Вспыльчивый, капризный, непостоянный в своих взглядах на искусство, он всю свою жизнь поклонялся только одному идеалу. Идеал этот был – Глинка, у которого, как я слышал, он начинал брать уроки теории. Это поклонение, помимо изданных им мелких вокальных сочинений, особенно ярко отразилось в его опере «Наташа, или Волжские разбойники», в которой он рабски подражал Глинке, приняв всю его манеру, все его музыкальные формы и даже местами мелодические повороты. Несмотря на известную степень своей талантливости, Вильбоа не мог встать на одну ступень с Глинкой, поэтому опера «Наташа» оказалась бледной копией с гениального оригинала... Незадолго до первого представления оперы, мне удалось в одном знакомом доме услышать несколько номеров. Они были, хотя и неоригинальны, но мелодичны, написаны очень удобно для голосов; тут-то я и заметил рабское подражание манере Глинки...
Неудача с «Наташей» не ослабила, однако, в Вильбоа композиторской жилки: он продолжал писать романсы и песни, и многие из них написаны очень талантливо, как, например, «Выхожу один я на дорогу». Его дуэт «Моряки» обошёл чуть не все уголки России. Большую известность имели его «Застольные песни», написанные a capella для трёх и четырёх мужских голосов... Вильбоа переложил для пения с фортепиано и для одного фортепиано «Жизнь за царя» и «Руслана».
Давал частные и казённые уроки пения и на фортепиано. Одно время был дирижёром оркестра в Харьковском отделении Русского Музыкального Общества. Последние годы своей жизни провёл в Варшаве, где служил чиновником в артиллерийском управлении. Умер в 1882 году.
О Вильбоа ходило много анекдотов, было сделано много карикатур. Так, например, один из самых близких его друзей, певец-любитель, горячий поклонник его сочинений, просил однажды Вильбоа аккомпанировать ему «Ночной смотр» Глинки. Вильбоа садится за рояль, певец становится подле него и поёт:
«В двенадцать часов по утрам
Встаёт Вильбоа бестолковый,
И ходит он взад и вперёд,
И просит взаймы дать целковый...»
Не знаю, было ли продолжение этой пародии, но певец не мог продолжать, потому что Вильбоа вскочил со стула и закричал: «Что это ты поёшь глупости? Не хочу аккомпанировать!»
Один из участников нашего хора имел способность рисовать карикатуры, и многие из них были помещены в издававшейся тогда «Искре». Между прочим, он нарисовал следующую карикатуру: два Вильбоа стоят друг против друга; внизу подпись: «Вы меня узнаёте?» – «В первый раз имею удовольствие вас видеть». Карикатура была сделана по поводу того, что Вильбоа часто противоречил самому себе в своих суждениях о чём бы то ни было: то, что он вчера хвалил – сегодня порицал; или то, что он вчера называл белым – сегодня называл чёрным... Когда же ему напоминали, что не далее как вчера он высказывал об этом предмете своё мнение, прямо противоположное сегодняшнему, то он утверждал, что никогда об этом так не относился».
Материал подготовил Сергей Петров по «Историческому вестнику», 1889