Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №4(51)-2007 « Электронная версия «

    Уроки великой реки

    «Слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила,  нет Индии без Ганга, есть в ряду прекраснейших стран Россия, потому что у неё есть Волга». Эти мысли родились у поэта Константина Бальмонта при виде великой реки в разливе у Каспия. Было это в конце XIX века. А сегодня мы живём на берегу рукотворного Куйбышевского моря. Оно вольготно расположилось на месте первозданной поймы великой русской реки. Даже тех, кто привык к океанским просторам, размеры его впечатляют (площадь зеркала 6150 кв. км). Туристов, иностранных и российских политиков безбрежное водное поле приводит в неописуемый восторг. Все, как один, говорят о мощи и силе Волги. Видимо, они не знают историю реки, тем более от них cкрыта полная драматизма её внутренняя жизнь.


     

    С появлением в 1957 году Куйбышевского водохранилища в жизнь великой реки, а также и ульяновцев пришли большие проблемы. Сегодня можно подвести итоги активного вторжения человека в природу.

    До этого ширина Волги, протекающей по Ульяновской области, составляла два километра. В результате преобразований исчезла уникальная пойма реки, по поводу которой известный учёный А.П. Шенников писал, что «она в нашем районе явление замечательное». Под водой оказалось бесценное природное богатство – цветущие заливные луга, плодородные чернозёмные пашни, изобильные ягодные и грибные места с множеством дичи. А что уж о рыбе говорить – одних промысловых озёр было 280.

    За пять лет строительства Куйбышевской ГЭС силами заключённых было перемещено 150 млн. кубометров грунта, смонтировано 325 тысяч арматурных конструкций.

    По архивным данным, для создания водохранилища было затоплено 598,8 тысяч га ценнейших земель. Почти все пойменные леса были вырублены, под водой оказались 30 населённых пунктов. Людей перевозили в спешке, «выдирали с корнем» не удосуживаясь перенести кладбища.

    Не оправдался ни один оптимальный прогноз относительно сроков формирования берегов водохранилища.

    Недавно губернатор Ульяновской области С.И. Морозов подчеркнул, что ежегодно из-за оползней волжских берегов теряется 100 га земли. Ущерб составляет около 300 млн. рублей.

    Рушатся не только берега реки, но и лад самой жизни. Беспочвенными оказались надежды на то, что при увеличении зеркала воды возрастут рыбные запасы. В 1974 году было добыто 87 тысяч центнеров, в 1989 – 59, в 1992 – 40, в 2002 году – 27 тысяч центнеров рыбы. Полностью исчезли осетровые. Рыбная отрасль находится в упадке.

    Июль, август, сентябрь – пора, на языке учёных, «летних заморов рыб». Большая часть рукотворного моря – непроточное, быстро прогреваемое мелководье. Это идеальная среда для развития сине-зелёных водорослей. Разлагаясь, они поглощают кислород и выделяют токсины. Масса их в фазе цветения достигает 30 кг на квадратный метр.

    Для рыб в воде, пропитанной неочищенными стоками, создаётся сущий ад.

    Уровень водохранилищ по воле человека меняется столь часто, что это приводит к пагубным последствиям. Особенно остро это чувствуется в период половодья.

    Несколько лет назад ихтиолог, заведующий кафедрой зоологии Ульяновского педуниверситета В.А. Назаренко, после возвращения из экспедиции по Куйбышевскому водохранилищу с горечью рассказывал: «Сейчас в разгаре нерест промысловых рыб, они щедро отложили икру на растениях. Буквально за сутки уровень воды упал больше, чем на полметра. Мы увидели огромное поле, усеянное икрой, она пульсировала, как сердце. Мгновенно налетели вороны и грачи, и вскоре перед нами было огромное пустынное пространство. Студенты испытали шок».

    Учёный не устаёт повторять о необходимости в период нереста хотя бы раз в три года поддерживать постоянный подпорный уровень воды, пусть даже сниженный. Рыба сможет размножаться и на мелководье. В мае 2003 года уровень воды менялся дважды, что привело к гибели рыбного поколения. Если не предпринять необходимых мер, лет через десять в Волге рыбы не будет.

    «Русский Нил» – судьба России

    «Историю России определяют реки», – писал великий русский историк С.М. Соловьев. Если воссоздать портрет Волги в виде могучего дерева с разветвлённой кроной и выпрямленным стволом, высота его окажется 1910 км.

    Бассейн Волги (а это 1360 тысяч кв. км) почти вдвое превышает площадь Англии и Франции вместе взятых. Это уникальная территория, центр России, где проживает 40 % населения страны, производится половина сельскохозяйственной и промышленной продукции, здесь сосредоточен духовный потенциал. По мнению учёных, родилась великая река 25 млн. лет назад, в доледниковую эпоху, когда Поволжье покидало обширное тёплое море. В древности её называли Ра, что означает щедрая.

    В средние века арабы именовали её Итиль, то есть Река рек. Существует мнение, что нынешнее название Волга финского происхождения и означает светлая, священная.

    Ни одной стихии народы, обитающие на берегах Волги, не говорили столько ласковых слов, сколько своей великой реке. И было за что. Прежняя бегучая, текучая, стерляжья, островная Волга входила в каждое российское сердце, утешая и поддерживая. На любых торжествах пели о ней песни, она казалась незыблемой основой нашей жизни.

    В.В. Розанов, учившийся в своё время в Симбирске писал о Волге: «Мы рождаемся и умираем, как мухи, а она, матушка, всё стоит. Мы – дети её, кормимся ею, а она – наша матушка и кормилица. Что-то неизмеримое, вечное и питающее. Русским Нилом мне хочется назвать нашу Волгу. Придёт время, и бассейн Волги сделается территорией, такой же цветущей, хлебной и счастливой цивилизации, как и побережье великой африканской реки».

    Насилие над рекой

    Волге не суждено было стать символом цветения российской жизни. Надо сказать, что основным недостатком Волжского торгового пути на протяжении многих веков были отсутствие водных соединений и ступенчатость глубин. О затруднениях для судоходства сообщается во многих исторических документах. До развития пароходства основной тягловой силой на реке были бурлаки, в иные годы XIX века их насчитывалось до 700 тысяч. Поэтому основы плана реконструкции Волги из-за сложностей судоходства были подготовлены ещё до революции, в то же время был поднят вопрос о регулировании стока.

    Сигнал для реализации старых и разработки новых планов реконструкции Волги дала историческая сессия АН СССР «Проблемы Волго-Каспия», состоявшаяся в ноябре 1933 года. Её решения – научные обоснования превращения великой реки в ресурсоводную систему.

    Сессия определила долгосрочный план освоения всех природных ресурсов Волжско-Камского региона, который включал «дополнительное питание Волжского бассейна из соседних многоводных речных систем». Таким образом, как будто бы решались практически все вопросы развития народного хозяйства региона. В целом решения носили технократическую направленность, что соответствовало духу того времени. Качественной оценки возможного воздействия гидротехнического строительства на окружающую среду не было, хотя высказывались сомнения в пользе массированного орошения Заволжья и глубокое беспокойство о судьбе рыбного дела Каспия. Предложение учёных регулировать только притоки, не затрагивая русло Волги в среднем и нижнем течении, было отвергнуто.

    Впоследствии это породило множество проблем. Решения проблем Волги, при котором человек органично вписывается в природу, так и не было найдено.

    Борьба с вечностью

    Практическая работа по преобразованию Волги началась со строительства канала «Москва-Волга» в комплексе с Иваньковским, Угличским и Рыбинским гидроузлами. В 1937 году было завершено строительство канала и Иваньковского гидроузла. В 1939 году началось заполнение Угличского и в 1940-м – Рыбинского водохранилища. После войны был сооружён канал «Волго-Дон», в 1950-е годы построены Горьковская, Куйбышевская, Волгоградская, Камская ГЭС. Остальные ГЭС Волжско-Камского каскада построены в последующие годы. В 1964 году после реконструкции вошёл в эксплуатацию Волго-Балтийский канал.

    Дух того времени, когда мы жили в состоянии пафосного преодоления сил природы, передаёт книга Покшишевского «Поволжье», изданная в 1959 году. Вот небольшая цитата: «Внушительным монолитом войдут волжские новостройки в величавое здание коммунизма. Тысячи юношей и девушек с молодым энтузиазмом устремились воплощать в жизнь великий замысел вождя по преобразованию природы, созданию новой географии. Перед нами предстанет новая карта Поволжья». Вот так, не ведая, что творим, мы замахнулись на природу, колыбель своей жизни.

    Экологический портрет Волги

    Сегодня знаменитых волжских водных и наземных экологических систем как уникального природосообразного явления не существует. Волга на 87 % зарегулирована. В бассейне её действует более 120 гидроузлов, коренным образом изменивших речную систему. Управляет водохранилищами каскада Министерство природных ресурсов РФ.

    Существующая при нём межведомственная оперативная группа определяет режимы их наполнения и расход воды. Согласно её рекомендациям министерство задаёт диспетчерским службам Единой энергетической системы страны режимы работы гидроузлов. Ведомственный контроль полностью подчинил своей воле естественную жизнь реки, что породило многие беды. Ведь экологические проблемы бассейна Волги обусловлены тремя факторами – загрязнением воды, изъятием её для хозяйственных нужд и зарегулированием стоков.

    Создатели каскада не могли предвидеть, что в недалёком будущем здесь возникнут сложнейшие хозяйственные и экологические проблемы из-за несоответствия водных ресурсов реки уровню экономического развития региона. Нагрузка на водные ресурсы в реке в восемь раз выше средней по России. Волга и её притоки буквально захлёбываются от промышленных и коммунальных стоков. При этом для всех прибрежных городов волжская вода является источником питьевого водоснабжения.

    Сегодня загрязнение окружающей среды здесь в трипять раз выше, чем в среднем по стране. Чистой воды не более 3 % от общих запасов поверхностных вод России.

    Из ста городов страны с наиболее загрязнённой атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. Среднегодовая токсическая нагрузка на экосистемы здесь впятеро выше, чем в других регионах. Объём загрязнённых, в основном неочищаемых стоков, сбрасываемых в бассейны региона, составляет 38 % от общероссийского. И все эти изменения произошли на протяжении жизни одного поколения. Таков сегодня экологический портрет бассейна Волги.

    Рецидивы прошлого

    В очередной раз коснуться темы Волги меня побудило и заявление министра экономического развития РФ (теперь уже бывшего) Г. Грефа о необходимости повысить уровень воды в районе Чебоксарской ГЭС на пять метров, до проектного. В итоге в Нижегородской области окажется под водой 165 тысяч га земли.

    Интересы энергетиков и транспортников очевидны, для них головной болью стало прохождение маловодных городецких шлюзов. В проигрыше останутся десятки тысяч жителей затопленных районов и местные власти, обречённые вести бесконечную борьбу со стихией. Эти опасения не напрасны. Так, ещё в 2003 году по инициативе Министерства природных ресурсов РФ впервые состоялось Всероссийское совещание, посвящённое водохозяйственной обстановке в ряде бассейнов крупных рек. Мне довелось на нём присутствовать. Одной из самых проблемных рек, особенно в плане нехватки воды, оказалась Волга.

    Современный эксплуатационный режим Волжско-Камского каскада явился результатом многоэтапных согласований и увязки многоотраслевых и внутриотраслевых противоречий, поэтому любые изменения этого режима не могут быть проведены без серьёзных научных исследований и обоснований. На практике же наблюдается несогласованность действий различных ведомств, вследствие чего нет должного результата. Рецидивы прошлого опыта воздействия на природу особенно опасны в сегодняшней волжской ситуации.

    Какая рыба нынче в Волге?

    В коллекции лаборатории ихтиологии на кафедре зоологии в Ульяновском педуниверситете всё больше рыб-мутантов. Учёные объясняют это коренным изменением среды обитания в связи с регулированием стоков. По всей Волге течение воды резко замедлилось. Если раньше она добегала от Рыбинска до Волгограда за 50, а в половодье – за 30 суток, то теперь это расстояние река преодолевает только за полтора года. Ресурс самоочищения реки исчерпан. Но до сих пор нет необходимых средств для исследования процессов, происходящих в Волге. Великой русской реке требуется забота. К этому нас призывает и Всемирная хартия о правах природы, принятая ещё в 1982 году на Генеральной ассамблее ООН. В ней говорится, что генофонд живых существ не должен ставиться под угрозу, а численность популяции следует поддерживать на уровне, достаточном для воспроизводства.

    В Саратовском и Куйбышевском водохранилищах появились рыбы, которых никогда здесь не бывало: тюлька, рыба-игла, пять видов бычков. А недавно в Куйбышевском водохранилище был пойман и вовсе диковинный экземпляр – пинагор, обитатель северных морей. По мнению учёных, река приобретает мутагенные свойства, привлекая жизнестойких «варягов». При этом она остаётся единственным источником питьевой воды. Как утверждал Леонардо да Винчи, «здоровый организм – это одушевлённая вода». И, как известно, низкое качество воды обуславливает многие заболевания.

    Что делать?

    На такой вопрос в отношении Волги пытался ответить доктор географических наук, главный научный сотрудник Института водных проблем РАН, академик Академии водохозяйственных наук А.Б. Авакян в работе «Волга в прошлом, настоящем и будущем». В конце 1980-х известные учёные предложили спустить водохранилища каскада, по крайней мере, самые вредные: Рыбинское, Куйбышевское, Чебоксарское. Но автор работы доказывает, что разрушение сформировавшейся геоэкосистемы реки – такое же варварство, как строительство когда-то водохранилищ без оглядки на что-либо. Несостоятельна и позиция сторонников другой точки зрения – снизить нормальный подпорный уровень воды на 10 см. В этом случае затраты на введение освободившихся земель в сельскохозяйственный комплекс могут оцениваться в 3 триллиона рублей. Да, в сложившейся ситуации сочетать водоохранную и водохозяйственную деятельность не просто. Надо научиться разумно, рационально использовать всё, что мы имеем.

    Необходим комплекс мер, направленных на оздоровление экологической ситуации в бассейне. В частности, таких, как введение научно обоснованных лимитов на использование водных ресурсов, отказ от использования водных объектов в качестве приёмников неочищенных стоков и других загрязнителей. Необходимо строгое соблюдение принципа рационального и комплексного использования водных ресурсов и обоснование системы приоритетов для бассейна Волги, доведение площади заповедных территорий с 1,5 до 6-8 %. Важным моментом является утверждение статуса водохранилища как биогеосистемы, осуществление акваториального районирования, планировки и обустройства водохранилищ.

    Неосуществлённая программа

    Комплекс мер, разработанный академиком А.Б. Авакяном, был включён в целевую федеральную программу «Возрождение Волги», утверждённую правительством в 1998 году. У истоков её создания стояла общественная организация «Экопарламент Волжского бассейна и Северного Каспия». На заседании экопарламента эту программу представлял её руководитель – д.т.н., профессор Нижегородского архитектурно-строительного института В.В. Найденко. Она создавалась с 1991 года. В её разработке приняли участие около 60 организаций, в том числе 38 субъектов Волжского бассейна. Основной вклад в её формирование внёс главный заказчик-координатор – Министерство природных ресурсов РФ. Рассчитана программа была на 12 лет. К сожалению, эта программа даже не начала реализовываться.

    Размышляя о судьбе Волги, нельзя не согласиться с выдающимся экологом – мыслителем Н.Н. Моисеевым. Он был убеждён, что возрождение Волги – это общенациональная идея, которая должна объединить всех. Ведь от самочувствия великой реки зависит нравственная сила народа.

    Людмила Разумовская



    Опубликовано: 12.12.2007 08:17:54
    Обновлено: 12.12.2007 08:17:54
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70