Произведение воспитанника Симбирского кадетского корпуса Г. Ишевского, несмотря на литературно-художественную обработку материала и наличие в тексте вымышленных фамилий (Брагин и другие), носит ярко выраженный мемуарный характер, и отличается удивительной точностью даже в мелких деталях и вполне может использоваться как один из достоверных источников по истории Симбирска начала ХХ столетия.
В публикуемых воспоминаниях упоминаются действительно жившие в ту эпоху сёстры Маша и Валя Гедвилло – дочери начальника Симбирской почтово-телеграфной конторы, статского советника Антона Францевича Гедвилло; Валечка Лепарская – дочь капитана запаса, преподавателя гимнастики и основ военного дела Викентия Зеноновича Лепарского, жене которого принадлежал дом на улице Мартыновой; Верочка Шидловская – дочь потомственных дворян Андрея Дмитриевича и Веры Викторовны Шидловских; «француз Дусс» – преподаватель французского языка в Симбирском кадетском корпусе и женской гимназии Якубович – Альберт Францевич Дусс.
В первой части главы «На катке» говорится, что «городской каток занимал большую площадь на Новом Венце. Он содержался отцами города и, надо отдать справедливость, содержался в идеальном порядке…». Эти сведения близки к истине, но не совсем точны. Каток в центре города «для чистой публики» в период после 1905 года действительно находился на Венце, но не на бульваре «Новый Венец», а рядом, в Николаевском общественном саду (теперь здесь сквер при памятнике Карлу Марксу). И устроен он был не городскими властями, а с разрешения Городской управы по инициативе и на средства Симбирского семейно-педагогического кружка. Первоначально этот кружок, объединявший наиболее активную часть местной интеллигенции, получил от Городской управы место под каток на территории Завьяловской площади (сейчас – бульвар Пластова) и в первый же год своего существования (зима 1903–1904) это предприятие показало свою высокую доходность.
Но осенью 1904 года на Завьяловской площади начались работы по созданию так называемого Народного сада, и Семейно-педагогическому кружку пришлось перенести свою деятельность на территорию Николаевского сада.
В этом саду на средства кружка сначала была устроена летняя детская площадка, на которой под руководством опытных педагогов (включая специально приглашённых на работу в Симбирск учеников профессора П.Ф. Лесгафта) для детей всех сословий, но в основном из бедных семей, устраивались различные игры, спортивные состязания, спектакли. Позднее в особом помещении были открыты классы детского ручного труда. Вскоре, однако, выяснилось, что средств на содержание детской площадки у Семейно-педагогического кружка почти нет, и единственным источником денег может быть платный каток, который и стали ежегодно заливать в центре сада. При катке на деньги местного «Яхт-клуба» был построен деревянный отапливаемый павильон, украшенный резьбой «в русском стиле» – та самая «теплушка», которую упоминает Георгий Ишевский. В 1910-х годах каток в Николаевском саду стал излюбленным местом зимнего отдыха и развлечений многих симбирян, особенно молодёжи. По данным краеведа Ю.Д. Ефимова, здесь проводились первые соревнования симбирских конькобежцев, а по вечерам, под звуки духового оркестра, демонстрировали своё мастерство первые любители фигурного катания. На страницах местных газет в те годы нередко появлялись сообщения, подобные следующему: «В воскресенье, 2 февраля 1914 года на катке Семейно-педагогического кружка состоится большое состязание на звание лучшего конькобежца города Симбирска. Победители получат серебряные и золотые жетоны. Будет играть оркестр музыки Закатальского полка. После раздачи призов будут танцы на льду».
Алексей Сытин