На работу она приходит одной из первых: сменить сторожа, проверить, всё ли в порядке. Вообще-то библиотека открывается только в 11 и, пока нет читателей, Людмила Петровна показывает свои владения и рассказывает, как она сюда въезжала.
До этого третья городская библиотека теснилась в небольшом помещении на улице Московской. Узнав о высвобождении первого этажа в здании на улице 40 лет Октября, Быкова настояла, чтобы оно было передано библиотеке.
Ремонтом руководила сама. Немалая по тем временам сумма позволила третьей библиотеке стать одной из лучших в Ульяновске. Впрочем, результат работы не определяется только внешним видом библиотеки. Ведь в конечном итоге всё зависит от личности руководителя. Каждый из тех, кто знаком с Людмилой Петровной, знает, что человек она активный и неравнодушный.
За эти качества библиотекари избирали Быкову председателем профсоюзного комитета библиотечной системы города. В середине 1970-х её, как одну из лучших заведующих, пригласили преподавать на библиотечном отделении Ульяновского культпросветучилища. Студенты уважали и любили Людмилу Петровну за то, что она умела оживлять скучноватый, на первый взгляд, курс «организации и хранения книжных фондов».
В культпросветучилище Быкова проработала 20 лет. Оформив пенсию, вернулась в родную третью библиотеку. Заволжский район относится к так называемым спальным. Здесь много инвалидов, которым хочется общаться. Библиотека № 3 с радостью предоставляет им помещение, книжные фонды и свою помощь. Клуб «Забота» объединил слепых и слабовидящих людей. Библиотекари устраивают для них чтения вслух, делают обзоры свежей прессы.
– Мы всегда волнуемся, если кто-то долго не приходит, – признаётся Людмила Петровна. – Идём к ним, предлагаем обслуживать на дому.
Они стесняются, отказываются, но мы убеждаем, что нам это нетрудно. Больному человеку нельзя уходить в себя. Мы подбираем литературу, которая помогает преодолевать уныние.
Для семей с детьми, для подростков из неблагополучных семей действует клуб «Семья». В последние годы библиотекари организовали передвижку в находящейся поблизости исправительной колонии, сотрудничают также с детским домом и приютом. Работа с социально незащищёнными слоями населения позволила определить её специализацию: «Библиотека «Милосердие».
У Людмилы Петровны – свои заповеди: «Не ищи вокруг, ищи в себе», «Нужна точка опоры внутри себя».
Не все коллеги Л.П. Быковой знают, что в молодости она замечательно пела и любила танцевать. Со своим мужем она познакомилась на сцене – он любил петь. Их сын Алёша унаследовал таланты родителей. От отца получил голос, да такой, что специалисты рекомендовали учить мальчика в Москве. Отдали учиться. Гордились его успехами. Однажды Алёше посчастливилось стоять на кремлевской сцене и петь с самим Виргилиусом Норейка. И всё же, повзрослев, сын не захотел быть артистом, а поступил в МГУ на факультет журналистики.
Будучи студентом, женился. После университета работал в престижных издательствах. А 13 лет назад погиб в автокатастрофе. На многих фотографиях он – красивый и счастливый…
Портрет Алёши – на стене. «Он всегда – с нами», – признаётся Быкова.
Однако судьба уготовила ей ещё одно страшное испытание. В январе прошлого года рядом с портретом сына Людмила Петровна повесила портрет внука Олега, сына дочери Ирины: в новогоднюю ночь он упал с десятого этажа. Прошёл год, а следствие до сих пор не пришло к какому-либо выводу: то ли это был несчастный случай, то ли убийство.
Олег во многом повторял Лёшу, был таким же любознательным, коммуникабельным, добрым и щедрым.
– Людмила Петровна, что помогает вам держаться на плаву?
– Во-первых, мои близкие: муж, дочь, внуки. Разумеется, любимое дело, сотрудники. Липы под окном.
Рано утром стараюсь обойти их раза два-три – мне легко после такого ритуала. По пути на работу – на Врача Михайлова – подкармливаю двух собак. Они меня знают и ждут. Ещё две кошки. Мне больно оттого, что кто-то когда-то выкинул их из дома.
Очень люблю цветы. Разговариваю с ними. Они чувствуют моё отношение и цветут по моему заказу. Впрочем, вся моя жизнь умещается в когда-то прочитанном стихотворении:
Идут года, меняются пристрастья,
Даёт судьба крутые виражи,
В моей душе – и в счастье, и в несчастье
Надёжные, как стены, стеллажи.
Людмила Дягилева