Моё поколение выросло на передачах Валентины Леонтьевой «От всей души». Плакала вся страна, умиляясь и радуясь неожиданным встречам, горестным и счастливым судьбам. Мы не обсуждали поведение ведущей, не восхищались её талантом – всем сердцем болели за людей, простых тружеников города и села.
Гораздо позже, став тележурналистом, я задумалась над тем, как же эта хрупкая женщина держала в течение часа всю страну на одном натянутом нерве, и как этот нерв не оборвался? Её нерв... То, что она делала на сценах провинциальных Домов культуры, можно сравнить лишь с волшебством дирижёра, которому требовалось сыграть без репетиции сложную симфонию с оркестром, не видевшим партитуры.
В 1993 году на фестивале документального кино в Суздале я впервые увидела Валентину Михайловну.
Сначала посчастливилось случайно встретиться в бутике суздальского туркомплекса с Кирой Прошутинской, которая предложила мне помочь выбрать платок для Валентины Михайловны. Я была счастлива. А на следующий день столкнулась в фойе с Леонтьевой и увидела этот платок на её плечах...
И вот мы с журналистами Геннадием Дёмочкиным и Тамарой Епериной в Новосёлках Мелекесского района, в маленькой, скромной квартирке сестры Леонтьевой – Людмилы Михайловны. С волнением вхожу в комнату – в кресле сидит сгорбленная, больная старушка. Присаживаюсь рядом, и она радостно откликается.
– Здравствуйте! Вы ко мне? Спасибо, спасибо Вам! – её глаза излучают необыкновенный свет. Эта радость вызвана появлением постороннего человека. Я глажу её по руке, но она притягивает мою ладонь и прижимает её к щеке, как маленький ребёнок, проявляющий сердечную ласку. Едва сдерживаюсь, чтобы не расплакаться, и вдруг вижу слёзы на щеках Валентины Михайловны. Что это? Болезнь, как лакмусовая бумага, проявляет истинное лицо человека: в злом проявляется демоническая сущность, в добром – ангельская.
Спрашиваю сестру, Людмилу Михайловну, не приезжали ли в Новосёлки бывшие коллеги Леонтьевой. Нет… Слишком высока в столице плата за каждую секунду эфира! А в нашей провинции именем Валентины Леонтьевой назван Театр кукол, создан фонд личных вещей в областном краеведческом музее, вышла книга Геннадия Дёмочкина «Здравствуйте, тётя Валя».
В глубинке никогда не забудут душевную щедрость простых людей, которых так талантливо прославляла Валентина Леонтьева, тепло её души и сердечность советского голубого экрана. Мы сбережём этот дар, и лет через 10–20 страна снова заговорит о феномене доброты советского телевидения.
Так разве это не Божий промысел, что В.М. Леонтьева обрела покой в российской глубинке?
Ольга Шейпак
Татьяна Эйхман
Звезда по имени Валентина
(Отрывок из поэмы)
***
Поднимаются вихри
над землёй серпантином.
Раздвигая просторы,
отступает гроза.
Над лесами, над полем –
звезда Валентина.
И становятся выше
в этот миг небеса.
Письма, книги, игрушки,
куклы из пластилина.
Это было, всё – было!
Не забудь, не забудь.
И сверкает, как в детстве,
мне звезда – Валентина
Передачей о сказке
перед тем, как уснуть.
А над морем свой парус
развернёт Бригантина,
И жива ещё вера
в нежность и доброту.
Светит с тёмного неба
нам звезда – Валентина!
Свет любимой актрисы
я в душе сберегу!
Над землёю родимой,
над недетскими снами
Ты мерцаешь заветной
и счастливой мечтой.
Ты – звезда, Валентина,
нынче светишь над нами!
Оставайся навеки
ты любимой звездой!