Это название пришло к нам из седой глубины веков. Каранголь – так было названо ближайшее урочище.
Кстати, и соседняя станция Ключики тоже получила название от ближайшего родника. Слово «каранголь» возникло задолго до появления здесь первых русских поселенцев. Оно состоит из частей, которые на русский можно перевести как «камень», «яма», «река».
Возле бывшего разъезда действительно протекает речка, но причём здесь «камень», «яма»? Оказывается, эти слова имеют самое прямое отношение к происхождению слова «каранголь».
Когда-то в этих местах при образовании Жигулёвских гор произошёл разлом земной коры. Речка, именуемая в настоящее время Канадейкой, за многовековую историю своего существования, размывая горные породы, углублялась до тех пор, пока не встретила на своём пути пласты песчаника, оказавшиеся в западной части реки значительно выше, чем аналогичные породы в восточной части. В результате этого процесса на месте разлома в русле реки образовался водопад пятиметровой высоты. От падения воды с такой высоты в мягких породах образовалось глубокое место – «яма», «провал».
Это диковинное место в округе, шум падающей воды, который в тихую погоду слышен за километр и более, и обилие рыбы всегда привлекали людей.
Кроме того, здесь было самое удобное место для переправы с берега на берег пеших и конных путников, так как дно было не вязким, а подходы к реке не заболочены. Поэтому и строители железной дороги 125 лет назад выбрали этот участок реки как самый подходящий для прохождения стальной магистрали.
Таким образом, слово «каранголь» можно перевести на современный русский язык как «река, падающая с камня в яму (провал)», то есть водопад. Такова, на мой взгляд, история возникновения этого загадочного названия, где «зашифрована» далёкая история нашего края.
В настоящее время местные жители называют это урочище Котлованом, что означает «искусственное углубление в земле». Оно «прилипло» к урочищу из лексикона первых строителей железнодорожного моста через речку.
Водопад жив по сей день, но в индустриальном виде. Чтобы речка не подмыла береговые опоры железнодорожного моста, на месте водопада были сооружены из досок и брёвен четырёхступенчатые пороги, которые просуществовали почти 70 лет. Полвека назад дерево заменили на бетон.
Моё детство прошло в этих местах. Как и в те далёкие годы, я с трепетным волнением посещаю урочище. Привлекают звуки падающей воды, хороший клёв рыбы, величественные вётлы, причудливо склонённые к воде, чистый, как возле горной речки, воздух и, конечно, встреча с прошедшим детством.
Урочище, бесспорно, заслуживает официального признания как уникальный объект природы, ведь таких естественных водопадов, именуемых порогами, нет в соседних районах.
Юрий Осипов