Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №4(55)-2008 « Электронная версия «

    Заря восстанет над Россией

    Почему многие из нас не ощущают счастья от прожитого дня, недели, месяца? Кто и что мешает нам воплощать в реальность наши самые сокровенные планы? Отчего живя в огромной и богато наделённой ресурсами стране мы нередко с завистью косимся на более, как нас приучили называть, «цивилизованные» страны? Неужели мы, российский народ, обделены и обречены быть периферией мира? Скажете, что это отчасти очень сложные, а отчасти просто наивные вопросы. Понятно, что жизнь сложна, что в ней много проблем, откровенного зла, подлости, предательства, которые не только конкретного человека, но и целую страну могут погрузить в депрессию.


     

    Что ж, давайте ещё раз пристально вглядимся в историческое пространство своё и европейской цивилизации, которую мы ныне вроде бы догоняем. На самом деле – почему Россия не благоденствует так, как Европа? Это кем-то предопределено? Или проистекает из злого рока, или генетического несовершенства народов, живущих восточнее? Причин особого исторического пути России, отличного от классической европейской модели, несколько. Прежде всего, это

    Географический фактор

    От древней Ойкумены – ареала Средиземноморья – будущие российские земли и далеко расположены, и обделены благоприятным климатом. Короткое лето, суровые зимы, отсутствие оливковых рощ, непрестанные набеги многочисленных врагов выработали у российских этносов иные принципы жизни, ориентированные на признание особой роли государства, власти и всякого начальства для выживания, организованность, взаимовыручку. Теперь

    О факторе историческом

    Если средиземноморские народы имели возможность без особого напряжения обеспечивать свою жизнь и уже в середине II тысячелетия до н.э. созрели до публичного отстаивания своих интересов в суде, наладили широкий культурный взаимообмен, то будущие российские этносы все эти века боролись за своё физическое выживание. Культура наша, в том числе и политическая, безусловно, тоже развивалась, но без широкого взаимообмена с остальным миром получалось далеко не всё. Особенно трудно идёт дело по части обретения гражданских качеств, умения отвечать за свою собственную жизнь, знать свои права и бороться за них, искать и находить себе не врагов, а если они и есть, то превращать их в союзников.

    Пока, надо признать, в результате ускоренного впитывания западных ценностей российское общество стало не организованнее, а разобщённее. И это вступает в глубокое психологическое

    Противоречие с отечественным менталитетом

    Раздолье русской равнины, сбалансированность благого сочетания тепла и холода, воды и суши, степи и леса дали привычку русскому человеку быть самодостаточным, научили никому и ничему не завидовать. Да, жизни скорее натуральной, с картошкой со своего огорода, с самолично квашеной капустой, с безыскусными простонародными гулянками. Но вся эта жизнь была пронизана комплексом традиций, наполнена очевидным пониманием того, что хорошо и что плохо, чего можно и чего нельзя. Такой образ жизни развил в нём мечтательность, доверчивость и даже наивность, он привык свято верить в авторитет царя, власти вообще, печатного слова. И вот эта самая мечтательная наивность и сыграла с нами историческую шутку.

    Хлынувшие в Россию ценности и модные бренды западного образа жизни впитывались нами быстро, но некритично, второпях, под аккомпанемент оголтелого охаивания исторической памяти народа. Особо много злой неправды досталось всему советскому.

    Почему российский народ отвернулся от советского строя?

    Совсем не потому, что считал его плохим, а наоборот, потому что хотел более советского, более «мечтаемого». Все мы помним популярные лозунги 80-х: больше социализма, долой бюрократизм, да здравствует инициатива и ответственность! По сути, состоявшийся антисоветский переворот был освящён самой главной советской мечтой – о большей социальной справедливости. Подавляющее большинство стремились к тому, чтобы всё вокруг стало лучше, а в качестве пути и инструментов для этого приняли столь соблазнительные ценности, как демократия, свобода слова, сплошная выборность. Исторический выбор для страны был сделан.

    Но что произошло – то произошло, посыпать голову пеплом не стоит, тем более, что в любом жизненном опыте, в любой сложившейся ситуации есть свои плюсы и минусы. Хочется верить, что мы избавились от перестроечных иллюзий о добросердечии западных советчиков. Поняли, что спасение утопающих – дело нас самих. Убеждаемся, что нельзя слепо копировать чьи бы то ни было образцы жизнеустройства, надо искать свой путь, определяться и в отношении к своей истории, и в своём историческом предназначении.

    Опять «что делать?»

    Писать сегодня об этом особенно трудно: на дворе во всю бушует шагнувший из лопающегося долларового чуда финансовый кризис, пожинающий и на нашей отечественной ниве свою жестокую жатву. Но делать надо. Как никогда, пожалуй, сегодня актуальны слова и думы о спасении России. Настал час истины. Двухдесятилетний опыт бесхребетной демократии на безграничных пространствах страны, лишённой своих исконных ценностей, наглядно показал свою бесперспективность и крайнюю опасность для будущего народа и страны. Поэтому

    России необходима система ценностей

    Высшая власть должна торжественно провозгласить, что хорошо и что плохо, что поощряется и что осуждается. Причём набор этих тезисов-требований не должен быть большим, но он должен стать нашей «священной коровой», если хотите, символом веры государства. Сказано: воровать нельзя – так пусть никто не останется безнаказанным в случае его отступления от этой нормы. Провозглашено: каждому по труду – так пусть никто не осудит миллионера, если он приносит и стране миллионные прибыли, но осудит лентяя, не желающего своим трудом создать благополучие своей семье и, в равной степени, того же миллионера, если он забыл об интересах своего народа. А все без исключения здоровые силы в стране: общество, партии, церкви, средства массовой информации, все государственные структуры – должны не просто их поддержать, но каждодневно и упорно следить за их неукоснительным исполнением, невзирая при этом ни на толщину кошелька, ни на должностное положение. И здесь, полагаю, вполне уместна жёсткость. Иначе опять всё заболтаем и не исполним.

    Понимание себя, своего предназначения

    Это ещё один аспект обсуждаемой проблемы, который каждый из нас должен не только осознать, но и применить к себе. Человек приходит в мир исполненным добра, любви, неиссякаемого интереса к окружающему, стремлением всё познать и …да-да, изменять мир, приспосабливая его к своим потребностям, к своему пониманию должного и запретного, желаемого и невозможного. И это есть главный смысл человеческой жизни – творить окружающий мир, рождая и воспитывая детей, строя дома и заводы, выращивая хлеб и созидая ценности духовные. Только это может быть признано общественно ценным и заслуживающим одобрения, всё иное – от лукавого и неправедного.

    Понимаю, что сказанное попахивает утопией, разве возможно быстро перевернуть умонастроение граждан целой страны… Но отвечаю: можно, если этим всерьёз займутся

    Думающие и болеющие за страну люди

    Убеждён, они в России есть. Потихоньку, но поднятая перестройкой и последующими революциями пена понемногу оседает и появляются высокопрофессиональные, патриотически настроенные и сильные характером люди. Их немало, и будет больше, если страна их востребует. И страна должна начать это делать. Но страна – это, по большому счёту, народ и власть. Так вот в наших российских условиях, в силу очевидной слабости гражданского общества и самоорганизации возглавить этот процесс может и должна власть. А по большому счёту – наш российский Рузвельт или Дэн Сяопин. По-другому не получится. А обществу тоже предстоит совершить архитрудное дело –

    Научиться самоуважению и перестать обезьянничать

    Банальностей о российской гордости и всяких злых силах говорить не буду. Читающий эти строчки поймёт всё и сам. Скажу лишь, что великость страны определяется не количеством ядерных боезарядов и количеством танков, она в первую очередь зависит от умения народа хранить и развивать свою культуру, гордиться ею и щедро делиться её достижениями с народами иных стран. В определённые эпохи мы это умели, да и страна наша тогда была воистину великой, но в силу разных обстоятельств мы иногда утрачиваем это достоинство и впадаем в страшные грехи уныния и зависти, начинаем униженно заискивать перед более сильными и успешными. Стыдно это и неправильно.

    Пора кончать!

    Вячеслав Егоров



    Опубликовано: 12.12.2008 14:52:49
    Обновлено: 12.12.2008 14:52:49
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70