Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №4(55)-2008 « Электронная версия «

    У храмов тоже свой возраст

    После основания Симбирска в 1648 году, в причисленных к нему землях активно обосновывались казаки. В укреплённых городках они сразу же рубили церкви. Построенные церкви давали названия и сёлам: Троицкое, Спасское, Покровское, Успенское, Знаменское. Лишь несколько храмов XVIII века сохранилось до начала XX-го. Это храм Св. Иоанна Богослова в Опалихе, построенный отцом поэта-баснописца И.И. Дмитриева – Иваном Григорьевичем; деревянная церковь архистратига Божия Михаила в Воецком; деревянная, трёхпрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Карлинском, выстроенная графом Платоном Ивановичем Мусиным-Пушкиным.


     

    Автор самого полного «Статического описания соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» Н.И. Баженов называет церковь Знамения Господня в Ляховке (1705) старейшиной среди наших храмов.

    Деревянная церковь Знамения Господня была построена на средства помещика З.П. Евлашева. Кто сейчас что-либо может рассказать о Евлашеве? Кто может описать, какой была та церковь? Разве что в архивных залежах пытливый исследователь отыщет сохранившийся тот или иной документ, фотография же, как известно, 300 лет назад ещё не была изобретена. Впрочем, иногда случаются и приятные неожиданности.

    На выставке в областном Дворце книги, посвящённой 130-летию ульяновского художника Д. Архангельского, в книге, выпущенной в 1923 году тиражом 250 экземпляров, на одной из опубликованных 19 литографий Дмитрия Ивановича я нашёл изображение церкви в Ляховке! А позднее, уже зная, что можно искать следы художника в Ляховке, нашёл ещё один сборник его литографий, изданных в 1921 году, и там увидел изображение старой Знаменской церкви. Сказать, что сердце забилось, – значит не сказать ничего. Судьба как будто в благодарность за поиск взяла да и приоткрыла картину того, что безвозвратно ушло в небытие.

    Вот он, небольшой приземистый домик в три окна, ветхий, посеревший от зноя, дождей и морозов. Он, конечно же, отличался от деревенских изб, одну из которых художник поместил на заднем плане. Не только своим куполом, играющим на солнце, но и шатровой крышей, и обшитыми снаружи стенами, и по-особому украшенным верхом, и металлическими решётками на окнах, и фигурными столбиками когда-то заботливо сделанного, но растащенного и сгнившего забора.

    125 лет принимала Знаменская церковь под свои своды прихожан, укрепляя их в вере, давая силы перенести испытания. Но, увы, дерево – материал недолговечный. Состарилось и некогда красивое здание. В течение столетия менялись владельцы села.

    В 1830 году «иждивением» княгини Елизаветы Ростиславовны Вяземской был выстроен рядом со старой церковью новый каменный храм во имя Нерукотворного Спаса с колокольней, высоко взметнувшейся в небо. Это то здание, которое и поныне стоит в центре Ляховки, – одно из самых давних каменных строений округа. 177 лет – это солидный срок.

    А старый деревянный храм так потихонечку и доскрипывал рядом с новой каменной сказкой почти 100 лет.

    В начале двадцатых годов прошлого века художник Архангельский сделал зарисовку с него. Вскоре церковь снесли. В 1990-х даже старожилы уже с трудом припоминали, где же стоял первый храм. Согласно канонам место, где находился алтарь снесённой церкви, должно было быть огорожено, однако это в своё время сделано не было. И лишь недавно стараниями нынешнего настоятеля отца Владимира рядом с действующим храмом, на месте первой церкви, был сооружён крест, обнесённый деревянной оградой, внутри которой сегодня разноцветными огоньками цветёт космея, как бы напоминая людям о том, что к своей истории, к отеческим гробам надо относиться со всей святостью и почтительным уважением.

    Известно, что Е.Р. Вяземская, урождённая Татищева, от матери наследовала 1390 десятин земли и 190 крестьян села Ляховка и Моховой Поляны. В 1845 году она имела 2410 десятин земли. В селе был 81 двор, 578 крестьян. После смерти Елизаветы Ростиславовны Ляховка перешла к её внуку от дочери Юрию Андреевичу Нечаеву. В 1889 году священник И. Розов открыл в селе церковно-приходскую школу. Здание для неё было построено на средства Нечаевых, потомков княгини Вяземской.

    Ляховка осталась на сегодняшней карте благодаря Знаменскому приходу, без которого её ожидала безвестная судьба соседних деревушек, давно исчезнувших из памяти. А Ляховка, притулившаяся к меловым горам как бы нырнула в овражек, загородилась лесом, уберегаясь от вихрей враждебных, веявших над Россией.

    В гражданскую войну копытили ляховскую землю кони красного командира Гая и белочехов. В соседней Репьёвке-Космынке 16 марта 1919 года, когда полыхнула в Поволжье «чапанка», конный разъезд из Каменки подъехал к домам диакона Петра Григорьевича Петровского и псаломщика Николаева. Вывели обоих на улицу и тут же, перед окнами, на глазах семьи расстреляли, не предъявив им никакого обвинения.

    Началась страшная эпоха для церкви. Василий Фомичёв, священник в селе Ляховка, в апреле 1933 года был осуждён на 5 лет. Василий Михайлович отбыл заключение, но не решился вернуться, втайне поддерживал домашних, как мог. Ляховская церковь, в немалой степени благодаря защите прихожан и своей удалённости, уцелела и была закрыта только перед войной. Чтобы сохранить храм от разрушения, в него завезли мешки с зерном и прикрыли ими иконы. В таком виде под покровом Пресвятой Богородицы он простоял до 1946 года, когда и был открыт для прихожан: Сталин, признавая заслуги Православной Церкви в Победе, сделал послабления в своей атеистической политике, и часть храмов была открыта вновь. В их число попала и церковь в Ляховке.

    Прихожанам было непросто добираться по бездорожью в церковь, но они шли и ехали на лошадях, дивясь, как на сказку, на купола, видимые издалека от села, крестили младенцев, отпевали умерших, творили молитвы, терпя гонения властей.

    Сейчас во внутренней политике страны отношение к религии кардинально изменилось, а прошлые времена вспоминаются с болью и горечью. Однако это было.

    За последние годы заботами настоятелей и прихожан Ляховский храм преображён. Особенно похорошел он в год подготовки к 300-летию Знаменской церкви. Полностью проведён ремонт внутреннего храма, штукатурные, малярные работы.

    Благодаря стараниям пензенских мастеров отреставрирован ряд старых икон. Из Воронежа привезли и установили колокола, специально отлитые к празднику. Колокола – «именные»: надпись на них гласит, что отлиты они в честь 300-летия Знаменского прихода. Звонница – это семь колоколов разного размера. И льётся в небесную лазурь колокольный звон...

    Покрашены лазурной краской и ограда церкви, и фонарь у крыльца. Оформлен официальный документ о том, что земля около храма стала культурной зоной села, а церковь взяла на себя и материальную, и моральную ответственность. И цветники, и дорожки, и беседки – это сегодняшняя реальность. Возрождается жизнь в стремлении к Красоте, к Чистоте, к Истине. Это особенно приятно, когда в отдельных сёлах поселились запущение, безразличие.

    Легко ли осуществляется это стремление? Настоятель храма иерей Владимир Беспалов говорит: «Промысел Божий всегда существует. Только люди по своей воле попадают вразрез с волею Божией. И тогда начинаются препятствия: тут не получается, тут не строится, тут не достигается цели, хотя она, казалось бы, и Божия цель.

    Виной тому зачастую гордость и тщеславие. А если делать акцент на молитве и на служении, оказывается, что многое само решается: появляются в нужный момент и люди, и средства. 

    Процессы как бы сами идут, руководит же Господь, и настолько явно ощущается невидимая Рука Ведущего. Получается всё настолько гладко, продуманно, организованно».

    Несколько лет назад недалеко от Храма расчистили бьющие из-под земли родники. По ступенькам, заботливо обсаженным космеей и ромашками, спускаемся вниз. Мастерской рукой возведена здесь, над источником, часовенка, из-под которой бежит, серебрясь и переливаясь, удивительная вода.

    Ниже по течению поставлена деревянная беседка с закрытой оборудованной кабиной, где можно погрузиться в живительную воду Ляховского родника. Выходишь оттуда бодрым и чистым душой. Местные жители рассказывают о неоднократных случаях исцеления верующих.

    На стене беседки под стеклом слова, написанные одной из прихожанок Знаменской церкви: «Господи! Спасибо, что чудо сотворил! И вновь живую веру ты людям возвратил! Прости нас, нерадивых, что всё втоптали в грязь. Дай, Бог, нам дух и силу, над мраком вознесясь! С коленопреклонённым восторгом до земли помилуй нас, блаженных, и жажду утоли!»

    И так удивительно легко на земле. И духовная чистота воздуха наполняет душу тихой радостью и восторгом.

    Владимир Кузьмин




    Иллюстрации:

    Каменный храм в с. Ляховка. Литография Д. Архангельского


    Опубликовано: 20.12.2008 22:49:06
    Обновлено: 20.12.2008 22:49:06
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70