Владлен Леонидович Зак приехал в Ульяновск в 1972 году по приглашению художественного руководителя коллектива ульяновской оперетты Я.Б. Гераскина – помочь в постановке хореографической части спектакля «Поцелуй Чиниты». Одновременно балетмейстер начал работу в постановке молодёжного спектакля в Ульяновском областном драматическом театре. Очень понравился ему дух коллектива, энтузиазм и энергия молодых актёров: Юрия Заборовского, Нины Холоповой. Тогда же в труппе работали Борис Александров и Кларина Шадько. Главный режиссёр А.С. Михайлов предложил Владлену Леонидовичу остаться на постоянную работу, с таким же предложением обратилась к хореографу и директор областного отдела культуры Л.А. Москвитина. Однако в Барнауле у Зака оставался свой коллектив, и он вынужден был уехать, хотя сердцем прикипел к Ульяновску.
Накануне нового 1973 года Владлен Леонидович вернулся в Ульяновск.14 января он попал на капустник в театр. Этот новогодний вечер на всю жизнь остался в его памяти: пришла большая любовь, а с ней – и вдохновение.
Желание поставить свой балет унесло Владлена на Сахалин, но уехал он туда не один, а с молодой женой Татьяной. Оттуда балетмейстер привёз на Первый Всесоюзный смотр самодеятельных коллективов в Москву балет «Бахчисарайский фонтан». На этом престижном конкурсе коллектив Зака получил I место и звание лауреата.
И снова Владлен Леонидович возвратился в Ульяновск. Работал в театре, в школе искусств № 5, во Дворце пионеров. Были в жизни потери и разочарования, были творческие радости, но, в конце концов, судьба забросила Владлена Леонидовича в Израиль. Что он пережил, нетрудно понять из его стихов – за 12 лет разлуки с родиной их написано немало.
В одном повезло: встретился и подружился с великой балериной Ниной Тимофеевой, вместе они работали некоторое время в её студии. И благодать не обошла Владлена стороной: в Иерусалиме он принял православие и получил имя Владимир, после чего навсегда вернулся в Россию.
С чувством любви и благодарности к городу, который принял его когда-то как сына, Зак в начале нынешнего года побывал в Ульяновске, встретился со старыми друзьями. Через журнал «Мономах» он передаёт большой привет всем, кто его помнит, и дарит ульяновцам свои стихи.
Владлен Зак
***
Яркий круг настольной лампы, в доме тишина,
В белизне оконной рамы звёздочка видна,
Да струится синий-синий предвечерний свет –
Так бывает лишь в России… Синева и снег.
Мандаринов запах нежный. Хвои аромат.
Весь в огнях и звёздах снежных за окошком сад.
Словно вышит синим шёлком белый небосвод.
В сердце – сказка. В доме – ёлка. В мире – Новый год.
Кармиэль, 2001 г.
***
Не обмануть мне время, не взять на поводок.
Я наравне со всеми несу земной свой срок.
С судьбою обручённый и неразлучный с ней,
Я помню поимённо своих поводырей.
На недоступных тропах, где чуден каждый звук,
Я получил свой опыт из их прекрасных рук.
И был привит бессрочно от мелочных обид,
Во мне иной источник отныне говорит.
И музыка, и слово мою забрали грусть,
И, как старатель новый, я сам себе клянусь,
Что в этом мире злобном, настоянном на лжи,
Останется свободным покрой моей души.
Симферополь, 2002 г.
Метельные мысли
А.С. Пушкину
В печке гаснут, отгорев, дрова,
И восходят песней колыбельною
Пушкинские светлые слова.
Дни летят. Неделя за неделею
Падают, как поздняя листва,
Но стучатся в сердце мне капелями
Пушкинские светлые слова.
Жизнь промчится суетой вокзальною,
Ляжет снег, и вновь взойдёт трава,
И вздохнут аккордами прощальными
Пушкинские светлые слова.
Ноктюрн
Пронзает рыжий свет юпитера
Густую пыль пустых кулис,
И возникают перед зрителем
Фигуры тающих виллис.
Так закулисные ревнивицы,
Раскинув ловко сеть интриг,
Плывут в луче. Их руки кривятся
Лебяжьим абрисом на миг.
Но миг второй – и распрямляются
Углы локтей. И вновь полёт.
И кто-то быстро наклоняется,
Украдкой пальцем ногу трёт,
Но тут же вырвется таинственно
Полудыханье, полувздох,
И появляется единственный
Герой, любовник, царь и бог...
А в сердце преданного зрителя
Взорвётся искренний восторг.
Да будет рыжий свет юпитера
Всё так же ярок и остёр!
***
Когда на двух евреев из Ирана
Я спину гнул с рассвета до темна,
За стенкой не звучало фортепьяно,
А грохотали прессы у окна.
В две пары глаз хозяева следили
Я был, как мышь, у них под колпаком –
И никаких иллюзий и идиллий,
Которыми когда-то был влеком.
Но в этом шуме, грохоте и гвалте
Особенная музыка была,
Был Моцарт свой, свой Бах и свой Вивальди,
Играющий на скрипочке сверла.
Когда земля под прессами дрожала,
И пыль вставала пламенным столбом,
Меня лишь эта музыка держала
И не давала тронуться умом.
Кармиэль, 2002 г.
***
Мне музыка покоя не даёт,
Но можно ль ждать от музыки покоя?!
Ах, музыка! А что она такое?
И почему так за сердце берёт?
И почему, былое вороша,
Как песня птицы, льётся без рисовки?
То музыка? Иль так звучит душа,
А нот значки – не больше, чем уловки?
Попытка сохранить её полёт
В обугленных крючках бессмертных нот?
Мне музыка покоя не даёт…