Листаем выгоревшие от времени страницы. Статья «Революция и работница» Е. Смирновой, по жанру типичная передовица, рассказывает о роли женотделов и РКПб.
«Прогудит гудок. Призывает работниц поторопиться к станкам, в мрачные и душные мастерские», – так начинает материал «Будни» председатель женотдела Володарки Е. Пупышева.
М. Сильвестрова размышляет о роли Октября в судьбе женщины, В. Филиппов – о роли комсомола, а Н. Самохин – убеждает вступать в профсоюз: «Ты должна быть равной в производстве с мужчиной. Иди на профсоюзные курсы в школу ФЗУ… Без этого нет входа в социализм».
Скрывшийся под инициалами «М.М.» автор пишет «о роли девушки в экправработе». Таинственная «экправработа» не расшифровывалась. Сотрудники Центра документации новейшей истории предположили, что, возможно, речь идёт об экономически-правовой работе. Автор убеждён, что «девушка, которая ходит по читальням, незаменима. Ей вполне можно поручить вовлекать девушку в комсомол и профсоюз…».
Филиппова рисует не очень-то радостную картину в заметке «Работница в производстве». «Усталая. Замученная заботой да работой, бледная худая работница. Целый 8-часовой рабочий день в производстве у своего любимого станка... Она знает свой станок, как свои пальцы…».
«На самом краю рабочего городка у нас на Володарке, ближе к лесу, стоит одиноко барак, но только днём. Вечером же он не одинок», – так, чуть ли не с детективными интонациями начинает свой рассказ О. Григорьева. Оказывается, в этом бараке расположен ликпункт (пункт по ликвидации неграмотности), куда спешат после работы желающие научиться читать и писать.
Тему продолжает Елизавета Тенпиловская в статье «Почему я осталась неграмотной?» – «Я уроженка Гродненской губернии, жила далеко от города. У нас была школа в деревне, но в школу ходили большей частью буржуазный класс. ...в 14 лет пришлось выехать в Россию. Поступила на завод, с осени хожу в школу».
Председатель губернского женотдела Василькова считала, что издание журнала «большое достижение в вашей работе по выявлению творчества Володарки. Этот сборник ещё раз доказал, что среди делегатов и работниц Заволжья скрывается ещё много непочатых сил, могущих при умелом руководстве выявить себя. Губженотдел просит вас… хотя бы раз в месяц выпускать такой сборник, где вы будете знакомить нас с вашей жизнью, с вашими переживаниями, с вашими недочётами и неустройством жизни. Мы будем пересылать ваши материалы в журналы “Работница’’ и “Крестьянка’’».
К сожалению, информации о том, вышел ли следующий номер, у нас нет. Есть стенограмма одного из заседаний, на котором Евдокия Пупышева говорила, что женотделу хочется выпустить второй номер журнала «Творчество Володарки», но почему-то, огорчалась она, «никто в него не пишет, а у нас так много женских вопросов, так много своих чисто женских интересов, о которых нужно не молчать, а говорить!»
Людмила Дягилева