Известный симбирский краевед П.Л. Мартынов в 1898 году писал: «Старая аптека, ныне принадлежащая провизору Э.Е. Филиппу, существует не менее ста лет. Она открыта вскоре после Указа императрицы Екатерины II от 10 января 1768 года... Из документов, сохранившихся у нынешнего владельца этой аптеки, видно, что она принадлежала в 1821 году некоему Шмидту, от которого перешла в 40-х годах к аптекарю Маттисону...».
Скорее всего, именно при аптекаре Отто Маттисоне на территории домовладения вместо прежних ветхих деревянных зданий было выстроено несколько каменных, из которых три (дом с помещением для аптеки и два пристроенных к нему жилых флигеля) сохраняются до настоящего времени.
Автором проекта, возможно, был известный архитектор И.А. Бенземан. Владелец аптеки О.И. Маттисон был известен в Симбирске не только как лучший специалист в своей области, но и как активный общественный деятель. Он одним из первых среди частных лиц начал украшать свой дом к праздникам, ввёл обычай преподносить постоянным клиентам рождественские подарки, безвозмездно снабжал медикаментами некоторые из местных учебных заведений, а в 1853 году был среди инициаторов открытия в Симбирске нового городского клуба, названного Немецким собранием.
За благотворительную деятельность Указом императора Александра II Маттисону был «всемилостивейшее пожалован бриллиантовый перстень». При его жизни Старая аптека пережила период своего расцвета, но в дальнейшем она стала постепенно терять свою популярность, уступая первенство Новой аптеке провизора Рунне, находившейся ближе к центру Симбирска – на углу Московской и Большой Саратовской улиц.
После смерти О.И. Маттисона в 1863 году его имущество перешло к дочери, вдове титулярного советника Марии-Матильде Оттовне Рассказовой.
С 1860-х годов заведующим Старой аптекой, принадлежавшей Рассказовой, был служивший у неё по найму провизор Эдуард Егорович Филипп. В 1869 году он, отказавшись от места заведующего, снял у домовладелицы нижний (цокольный) этаж в левом крыле здания, где устроил заведение по производству и продаже искусственных минеральных вод.
В начале 70-х годов ХIХ века материальное положение М. Рассказовой существенно ухудшилось, и в 1873 году ей пришлось продать аптеку своему бывшему служащему. С этого времени аптеку на Покровской улице начинают называть аптекой Филиппа, но основным названием по-прежнему остаётся «Старая аптека».
Производство искусственных минеральных вод в одном здании со Старой аптекой продолжалось почти 20 лет, но к 1889 году провизор Эдуард Филипп был вынужден от него отказаться. Позднее, уже в начале XX века, Филипп сначала продал оборудование своей частной аптеки вместе с её фирменным названием провизору Карлу Тяхту (Тяхт вскоре заново открыл Старую аптеку в соседнем доме), а затем расстался и со всеми принадлежавшими ему постройками на углу Покровской улицы и Беляевского переулка.
Новая глава в истории дома начинается в 1904 году, когда он перешёл в собственность города Симбирска. В дальнейшем (до 1918 года) на основании решений Симбирской городской думы помещения в зданиях этой усадьбы предоставлялись бесплатно (за счёт города) или за деньги различным учреждениям, общественным организациям и частным лицам.
В разные годы здесь размещались: библиотека Симбирского семейно-педагогического кружка; народная библиотека-читальня им. И.А. Гончарова; публичная библиотека, подаренная городу А.А. Знаменской; шестое женское училище; городская водопроводная мастерская; квартиры врачей Фон-Крузе и Дукельского, учительницы Кашкадамовой, библиотекарей Знаменской, Медведевой и многих других.
Кроме перечисленных учреждений и организаций следует упомянуть Симбирский естественно-исторический (учебно-педагогический) музей, официально открытый здесь 7 апреля 1909 года.
Известный симбирский художник и краевед Д.И. Архангельский запечатлел прежний облик дома в многочисленных рисунках и акварелях. Он считал Старую аптеку настоящим памятником архитектуры. По его мнению, особняк на углу Покровской улицы и Беляевского переулка относится к лучшим местным постройкам эпохи классицизма и напоминает господские дома загородных помещичьих усадеб. При этом он обращал особое внимание на ограду палисадника – решётку «отличного чугунного литья» и также на ворота у въезда во двор со стороны Беляевского переулка – «редкий в городе образчик ампира».
Алексей Сытин