С выходом в свет романов И.А. Гончарова «Обломов» и «Обыкновенная история» у симбирян всё более утверждалось понимание, что на родном небосклоне засияла звезда первой величины. Как вспоминал Г.Н. Потанин, «все кругом только и говорили о нём».
Приехавший в 1849 году в Симбирск писатель был окружён всеобщим вниманием и почётом. Также тепло и сердечно отнеслись симбиряне к писателю во время его визитов в город в 1855 и 1862 годах. Высокой оценкой творчества писателя явилось избрание его в 1868 году почётным членом Карамзинской библиотеки.
Тогда же в Симбирске начали появляться печатные работы, посвящённые Гончарову. Особо следует отметить, что в 1868 году в «Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии» была помещена написанная им краткая автобиография.
В 1881 году Гончаров подарил «карамзинке» свою личную библиотеку и тем положил начало формирования в Симбирске собрания вещественных памятников, отражающих его жизнь и творчество. Важным событием в деле популяризации произведений писателя было открытие в Симбирске в1893 году бесплатной народной библиотеки имени И.А. Гончарова.
В 1898 году, в дни празднования 250-летия Симбирска, Гончаров также не был забыт. На юбилейном торжественном заседании Архивной комиссии, в ряду выдающихся «симбирцев» В.Н. Поливанов назвал его имя. Памяти писателя было посвящено выступление литературоведа, члена Архивной комиссии М.Ф. Суперанского...
В дни юбилея Городская Дума решила установить на доме, где родился Гончаров, мемориальную доску. Доска с барельефом работы скульптора Б.М. Микешина появилась на доме 16 сентября 1907 года.
В 1912 году исполнялось 100 лет со дня рождения Гончарова. Симбирск достойно отметил юбилей своего великого земляка. Торжества начались 4 июня экстренным заседанием Городской Думы, на котором было принято постановление о переименовании главной улицы города – Большой Саратовской – в Гончаровскую. 5 июня в Воскресенском кафедральном соборе была отслужена торжественная панихида по писателю. «Чествование памяти И.А. Гончарова» прошло и в Гончаровской библиотеке.
А 6 июня произошла закладка Дома-памятника. Весьма удачно было выбрано место для строительства здания: в Николаевском саду, на Венце, над Волгой. Проект его разработал талантливый симбирский архитектор А.А. Шодэ. Торжественная церемония началась в 12 часов. К месту закладки прибыл в сопровождении архиерейского хора крестный ход из Николаевского кафедрального собора.
Неоценимый вклад в дело увековечения памяти писателя в родном крае внесла Симбирская Архивная комиссия. Она сделала исключительно важный шаг на пути к созданию музея писателя, организовав в дни юбилейных торжеств большую выставку в Доме дворянского собрания, посвящённую жизни и творчеству И.А. Гончарова.
Это была первая попытка собрать воедино сохранившиеся после смерти писателя вещи из его петербургской квартиры, изобразительные, рукописные и другие материалы, хранившиеся у родных и близких, а также в музеях и библиотеках.
После закрытия выставки значительное количество экспонатов поступило на хранение в фонды Архивной комиссии. В дальнейшем планировалось включить их в постоянную экспозицию, которую предполагалось создать в строившемся Доме-памятнике Гончарову. В связи с начавшейся первой мировой, а затем и гражданской, войнами, осуществить этот замысел удалось лишь в 1919 году, когда в Доме-памятнике открылся единый Народный музей. На втором этаже здания была создана «Гончаровская комната». В 1932 году, в связи с вселением Художественного музея в Дом-памятник, комната вошла в его состав. Экспозицию из центрального зала переместили в угловую комнату второго этажа, при этом площадь комнаты сократилась вдвое.
1948 году отмечалось 300-летие Симбирска-Ульяновска, среди юбилейных мероприятий было и торжественное открытие памятника Гончарову у здания Дворца книги. А в 1965 году, в сквере, вблизи дома писателя, установлен новый памятник по проекту скульптора Л.И. Писаревского.
Но вернёмся к Комнате памяти И.А. Гончарова. В 1950 году, начав работать в Краеведческом музее, я ознакомился с её экспозицией. Узнав, что ранее она находилась в Краеведческом музее, я решил вернуть её «законному хозяину». 26 мая 1954 года Управлением по делам культуры был издан соответствующий приказ, и Краеведческому музею было передано 60 экспонатов. Позднее выяснилось, что некоторые предметы из гончаровской коллекции не находились в экспозиции и, к сожалению, не были переданы. Судьба целого ряда предметов, экспонировавшихся в Комнате в довоенные годы, вообще неизвестна.
Они или утрачены, или же хранятся в фондах Художественного музея, без указания в учётной документации о том, что входят в гончаровскую коллекцию. Во всяком случае, необходима кропотливая работа по их выявлению и атрибуции.
Приняв гончаровскую коллекцию, музей начал готовить новую экспозицию. Местом для размещения Комнаты памяти И.А. Гончарова стало небольшое помещение на первом этаже, расположенное между отделами природы и дореволюционного прошлого.
При этом часть из поступивших к нам предметов, не имевших прямого отношения к гончаровской теме, не была включена в экспозицию.
О её составе даёт представление изданная в 1962 году памятка для посетителя. Среди экспонатов Комнаты «Летописец», начатый ещё дедом писателя, портрет матери писателя, портрет Гончарова кисти художника Н.А. Майкова, портреты Н.Н. Трегубова и Н.А. Гончарова (старшего брата писателя), прижизненный скульптурный портрет писателя работы Л.А. Бернштама, два кресла из петербургской квартиры, серебряный венок с портретом писателя, возложенный на его гроб студентами Петербургского университета, акварели, привезённые им из кругосветного путешествия, и некоторые другие предметы.
Комнату ежегодно осматривали десятки тысяч ульяновцев, туристов из разных регионов страны, а также из-за рубежа. А тем временем, приближался большой юбилей. В 1962 году исполнялось 150 лет со дня рождения писателя. Мы считали, что инициатором и организатором мероприятий, связанных с юбилеем, должен стать музей и решили внести в обком партии предложение о проведении в Ульяновске юбилейных торжеств.
Если не ошибаюсь, в конце 1961 года письмо и проект решения от имени музея были направлены в обком. Основная идея проекта заключалась в том, чтобы провести юбилей масштабно, широко, привлечь для участия в юбилейных мероприятиях литературоведов из других регионов страны и, таким образом, сделать определённый шаг к превращению Ульяновска в центр изучения творческого наследия писателя.
Наши предложения были приняты, решение бюро состоялось в начале 1962 года, а в марте была образована юбилейная комиссия, в которую вошли писатели, учёные, работники культуры, представители партийных и советских органов. Председателем её был назначен тогдашний заместитель председателя исполкома областного совета М.И. Астапов. От музея в комиссию был включён директор. Деятельность комиссии, к сожалению, носила формальный характер, собиралась она три раза. Всю организаторскую работу по подготовке юбилейных мероприятий выполнил коллектив Краеведческого музея.
18 июня 1962 года, в день 150-летия со дня рождения И.А. Гончарова, в областной филармонии состоялось торжественное заседание отделения Союза писателей и Учёного совета областного краеведческого музея совместно с общественностью Ульяновска, посвящённое этому событию.
На заседании присутствовало около 500 человек. Открыл и вёл заседание первый секретарь обкома партии А.А. Скочилов. С докладом о жизни и творчестве писателя выступил П.С. Бейсов. Для участников торжественного заседания был дан концерт, в котором принял участие народный артист СССР Борис Штоколов.
Пожалуй, главным среди юбилейных мероприятий была научная конференция. Она проходила в Доме-памятнике 14–15 июня 1962 года. В конференции приняли участие учёные из разных регионов страны, занимающиеся исследованием творчества Гончарова. Сделанные ими сообщения были опубликованы в 1962 году в изданном музеем сборнике «Материалы юбилейной Гончаровской конференции».
В целом, проведённые юбилейные мероприятия способствовали осознанию широкой общественностью, местными властями огромного значения творчества писателя. Празднование юбилея вылилось в крупное общественное событие, нашедшее широкое отражение в средствах массовой информации, в том числе и в республиканских. В дальнейшем всё это помогало решению практических вопросов, связанных с созданием Гончаровского музея в 1982 году.