Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»

RSS-лента Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

Поиск по сайту
Найти:
Описание языка запросов »

Журнал
Архив номеров, Подписка и распространение, Авторам, Свежий номер, ...

Публикации
Персоналии, Алфавитный указатель статей, Алфавитный каталог по авторам, ...

Коллектив
Контакты, Учредители, Редакционный совет, Сотрудники, ...




Ссылки
  • Детский познавательный журнал «Симбик»
  • Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»
  • «Народная газета»
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Группа свободных системных администраторов


  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
         
       
    Заметили ошибку?
    Жмите на кнопку »
      
    Версия для печати

    Рекомендовать другу »
    №3(58)-2009 « Электронная версия «

    У костра на Парнасе…

    В конце мая во Дворце книги состоялся областной Форум молодых литераторов (на фото). На нём были подведены итоги конкурса «Первая роса–2009». Лауреаты и дипломанты литературного состязания получили грамоты и денежные призы от депутата Государственной Думы Российской Федерации Григория Артёмовича Балыхина, от депутатов Законодательного собрания Ульяновской области Екатерины Владимировны Убы и Тамары Александровны Дмитриевой, от председателя регионального отделения общественной организации «Лига здоровья нации» Веры Ивановны Марковой. Вручение наград состоялось. Но не закончена работа с молодыми авторами. Осенью планируются творческие семинары в секциях поэзии и прозы. Предполагается издание коллективного сборника «Первая роса–2009». Своими впечатлениями о творчестве участников конкурса делится член жюри Елена Кувшинникова.


     

    На областной молодёжный литературный конкурс «Первая роса–2009» откликнулось 145 литераторов. На суд жюри были представлены стихи и проза, тоненькие рукописные тетради и объёмные компьютерные «распечатки», а там – и неумелые, по-детски наивные первые опыты, и яркие дерзкие строки, наполненные всей силой юношеского максимализма. Оставив на время в стороне анализ художественных достоинств присланных работ, хочется выразить главное впечатление. Рукописи молодых авторов заставляют задуматься о судьбе поколения, идущего вослед. Хочется понять, чем живёт это поколение, чем дышит, что волнует молодых людей, о чём они переживают, о чём мечтают. Многие прислали свои работы не только «на оценку», но и из желания быть услышанными. Вот один из эпиграфов к рукописи:

    На суд вам 15 стихотворений.

    Написаны кровью от раны на сердце.

    Простите за правду

    и мрак рассуждений.

    Хочу у костра на Парнасе погреться.

    (Алексей Шумков).

    «Куда ведёт эта дорога…»

    В стихах и прозе звучат вопросы – повторяющиеся из рукописи в рукопись, вопросы, обращённые и к себе, и к миру. «Кто мы? Правильно ли живём? Замкнутые в себе. Ведь если откроемся, нас никто не поймёт. Нас никому не жалко… Мы такие странные и красивые…» (Евгения Севастьянова).

    «Какой же смысл я несу? Что принесла я в эту жизнь?» (Татьяна Человек).

    «Где ваша честь? Где ваша мораль? Испорчен мир, прогнил до основ». (Дмитрий Пронин).

    Зачем живём? Не замечаем

    Взгляд Господа,

    Направленный во тьму,

    Где мы душою погибаем…

    Зачем живём? Чтоб ненавидеть?

    Чтоб притворяться? Убивать?

    Нет веры, милосердия, нет правды…

    (Юлия Поганова).

    «Что главное для человека?» (Венера Шайдуллина).

    Куда ведёт эта дорога,

    И сколько нам по ней идти?

    Под знаком Сатаны иль Бога?

    Что видим мы в конце пути?

    (Василий Янушевский).

    «Куда? И что меня влечёт?» (Александр Цыганов).

    «Где я настоящий? Прошлый где?» (Николай Падеров).

    «Как рождается тайна? Как она расцветает между двумя?» (Ирина В.).

    И молодые пишут, пытаясь ответить на эти глубинные вопросы, понять себя, своё предназначение. Доверяясь нам, незнакомым читателям, они надеются на отклик. И снова с опасением и надеждой звучит: «ведь если откроемся, нас никто не поймёт»…

    «Из творчества пожар…»

    В юной душе бродит желанье славы, отважное стремление заявить о себе как о поэте.

    Развивай свой крепкий дар,

    Критики палящей не страшись.

    Пусть в душе из творчества пожар,

    Только к цели ты уверенно стремись.

    (Елена Панакшина).

    А какова цель? За какую награду борьба? Тот же автор отвечает: «За звание поэта приходится сражаться». Они готовы к тому, чтоб радостно и дерзко «в бой идти, лучась!» (Ника Близкая).

    А вот молодой человек уверенно заявляет: «Имею право звать себя поэтом!» (Сергей Фоменко). И добавляет: «Стих – дитя, и я являюсь многодетным». С этим трудно спорить, поток стихов, представленных на конкурс, тому доказательство.

    «Косым, кривым, уродливым, горбатым – Стихам моим! – настанет свой черёд!» (Стелла Устюгова) – раскатистое цветаевское эхо.

    И вот ещё образные строчки того же автора:

    О, Юность глупая! Ты как живая

    Большая рыба-кит,

    На берег на вселенский

    (время шторма!)

    Ты выброшена, как ненужный хлам!

    (Чтоб каждый стих –

    написан-порван –

    Вот мой талант!)

    Один из молодых поэтов вздыхает, размышляя о себе: «Сколько мне? Куда уже до славы!» (Александр Приданов).

    Неясное и туманное стремление к «звезде поэта», выражено в «девичьих» стихотворных опытах, очень типичных по манере написания для многих конкурсанток.

    Звезда поэта! Лира сердца,

    В слезе прозрачной чистоты,

    В минуты сладкие надежды

    Волшебным словом напои.

    (Юлия Поганова).

    Иногда, чтобы заметить недостатки своих «творений», нужно увидеть их напечатанными, прочесть как бы со стороны. А ещё хорошо бы побольше читать лучшие образцы русской поэзии. Попытка ответить на вопрос «кто я?» выражена в стихотворном автопортрете финалиста конкурса двадцатилетнего Артёма Горшенина.

    Не ждите от меня чудес...

    Да вовсе ничего не ждите.

    Я ни пророк, ни бог, ни бес,

    Ни пассажир и ни водитель.

    Как кошка сам я по себе,

    Не приходи и не зови ты.

    В людской бессмысленной борьбе

    Я и живой, я и убитый.

    И зря ты славу мне сулишь,

    И зря ругаешь ты тем паче.

    Я, ноги свесив с крыши, лишь

    На Вас поэзией рыбачил.

    Можно декларировать: «Я – поэт!» (хотя даже великие сомневались, могут ли так себя называть), а можно написать талантливые строки, чтобы читатель понял: это – поэзия!

    «Моё призванье – воспевать любовь!»

    Много стихов посвящено любви. Прекрасное чувство вдохновляет молодых авторов, и появляются рифмованные строчки. Умелые и неумелые, трогательные, искренние.

    «Моё призванье – воспевать любовь», – пишет Алексей Максимов.

    «Хочу влюбиться сильно-сильно,

    Чтоб позабыть о всём вокруг…»

    (Юлия Моисеева).

    Правильнее было бы сказать «обо всём», но – чувства захлёстывают.

    «А любовь моя, милый, к тебе, как весна,/Со временем только теплее становится». (Валерия Нефёдова).

    «Во сне ко мне явился ты,/Как Бог когда-то снился Ною». (Жанна Оганян).

    И не пройдёт эта вечная

    свято-душевная дрожь…

    А звёзды, знаешь ли, не так плохи!

    Мы смотрим им в глаза

    тобою вместе…

    И я дарю тебе свои стихи,

    Любимой и единственной невесте!

    (Дмитрий Поломодов).

    В рукописи Александра Приданова запомнились яркие названия стихотворений «Если бы я – Гумилёв», «Тебе, Омар!» Вот его строчки о любви:

    Ох, как ты красотою отмечена.

    И в тебе бы купаться звёздам!

    А ты мне: «Я простая женщина.

    Александр, давайте серьёзнее!»

    А вот юная Кристина Салимжанова:

    И эта любовь похожа

    на морской бриз,

    Её не видно, но я её ощущаю.

    И ещё запомнившаяся строка:

    Я подставляю грудь под пули света.

    Бескорыстное сильное чувство – в стихах Марины Матросовой:

    Я думала – счастлив будь!

    А я – обо мне потом.

    Драматично звучат строки Анны Григорьевой:

    Убила любовь

    Сочится кровь

    Глаза – к небу

    Душу – Богу

    В дугу – бровь:

    Любовь??

    Вновь???

    Отжило сиё

    Всё.

    Надежда на ту единственную встречу – в стихах Олега Капитонова:

    …Одной строки – и

    большего не знаю.

    Одной строки – и той я буду рад.

    Листок надежды пальцами сминаю

    И в никуда швыряю наугад…

    Опыт сердца, опыт первой потери выразила Анастасия Попова:

    Спасибо за то, что теперь-то я знаю,/ Что чувствуют люди, когда всё теряют.

    О неизбежной разлуке пишет Николай Падеров:

    …И как себя к разлуке не готовь,

    Но вряд ли избежать

    сердечной муки...

    Кому бы передать свою любовь,

    В хорошие и бережные руки?

    У Ольги Лазаревой – надежда на новую встречу:

    Забыть всё то, что было,

    И снова отыскать;

    Забыть, как я любила,

    И полюбить опять...

    А Юлия Земскова пишет:

    Ты мстишь мне нежностью

    за боль чужих обид,

    Ты даришь радость там,

    где были слёзы.

    Прости, что сердце

    всё ещё молчит,

    Я разучилась чувствовать серьёзно!

    И ещё лирический голос о любви Виктории Гецел:

    Что для меня

    Жизнь без тебя?

    Ночь без светлой луны,

    Небо без яркой звезды.

    День без солнышка ясного,

    Земля без всего прекрасного.

    Ольга Гурьянова признаётся:

    Мне тебя не хватает, как воздуха,

    Как воды, как весны, как мечты.

    «Давайте нашу Родину любить…»

    Когда-то Пушкин писал:

    Мой друг, Отчизне посвятим

    души прекрасные порывы!

    Многие думают, что современной молодёжи не свойственны такие благородные стремления. Но в присланных стихах звучит искренняя любовь к Родине, которую молодые конкурсанты выражают каждый в меру своего таланта.

    Любовь Клишина призывает:

    Давайте нашу Родину любить,

    Чтоб через годы и через столетья

    Под мирным небом

    каждый день и час,

    Ульяновск прославляя, пели дети,

    Потомки наши вспоминали нас!

    О Родине пишет Юлия Поганова:

    Ты голос ребенка,

    Что маму зовёт,

    Ты русский народ!

    Ты сила большая.

    Александр Приданов обращается к Руси:

    Шепчет ветер губами ласково

    Про Тебя, и зажёг он луну.

    Я люблю Тебя, милая, ясная

    Русь волшебная! Только одну!

    Светлана Кочкарёва признаётся в любви к Ульяновску:

    Мой город самый лучший

    на Земле!

    В нём всё слилось:

    история и люди.

    Его ветра – дыхание во мне!

    Здесь столько было!

    Столько ещё будет!

    «Сумбур искоренить нам не дано…»

    Мы попытались понять, что движет молодыми авторами, когда они пробуют выразить себя в слове. Теперь проанализируем, как это у них получается. Конечно, в большинстве случаев чувства переполняют, но не достаёт умения их выразить. Приведём примеры такого несоответствия. Так, В.Ш. пишет: «Сумбур искоренить нам не дано». И сама некоторыми своими стихами подтверждает эту мысль, бессмысленно нагромоздив несколько существительных подряд:

    Но губит лишь печали весть

    От пуль утраты муки боль (авторская пунктуация).

    Или ещё:

    Душе мы гильотину подарили.

    Высоких целей в жизни позабыв… (?).

    Автору 15 лет, и даёт надежду вот эта строчка, сверкнувшая среди сумбура:

    Монеты золотой листвы

    Оплатят горести, ненастья…

    Молодой человек пишет всерьёз, а звучит комично:

    Огонь в глазах я разжигаю,

    Но, видно, кончился в них газ.

    (Владимир Попов).

    У того же двадцатилетнего автора есть строки, где простодушно выражается радость жизни. Невольно улыбаешься, читая этот гимн оптимиста:

    Я в улыбке цвету и купаюсь.

    Я хожу, я дышу, я здоров.

    Я от близких своих заряжаюсь

    Так, что жить и без пищи готов!

    Ровесник предыдущего автора пишет о любви с первого взгляда так:

    Но тут увидел вдруг я вас,

    И рухнул жизни мой баланс.

    (Дмитрий Пронин).

    А у Пушкина о том же: «Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты!» Читаем, сравниваем, размышляем. Для выражения лучших чувств ищем лучшие слова!

    Александр Сорокин мыслит образами («Осень»), но не хватает умения, а может быть, и владения грамотной речью, и получается так:

    Душа ранимая метается по свету.

    Что сказать – «метается»! Но ведь ранимая...

    Прописные истины

    Вспоминаются строки известного современного поэта, лауреата многих литературных премий Александра Кушнера:

    В любительском стихотворенье

    огрехи страшней, чем грехи…

    …За что нам везенье такое,

    вертлявых плотвичек не счесть?

    Чем стихотворенье плохое

    хорошего хуже, Бог весть!

    Как будто по илу ступаю

    в сплетенье придонной травы.

    Сказал бы я честно: не знаю –

    да мне доверяют, увы…

    Действительно, «чем стихотворенье плохое хорошего хуже»? Где этот критерий оценки, можно ли его точно определить? Как трудно было членам жюри оценивать стихи. «У моей любви не хватит баллов, чтоб попасть на главную страничку», – написал участник конкурса Н. Падеров. Мы понимаем, что все оценки достаточно условны. Награждая лауреатов и дипломантов конкурса, задумываешься, чем станет для них эта награда: окрылённостью на взлёте или камнем гордыни? Хочется надеяться, что крыльями.

    Как определить лучших? Наверное, нет единого мнения. Но бесспорно то, что талантливые, подлинные строки всегда отличимы. И ещё. Есть законы стихосложения, ритм и рифму никто не отменял.

    Есть стихотворные размеры (всего-то чередованье ударных и безударных гласных!), но если слагающий рифмованные строки их не слышит, не чувствует, то стихотворения не получится.

    Для пытливых и тех, кто всерьёз хотел бы овладеть техникой стиха, написаны хорошие книги. Можно посоветовать Вадима Кожинова «Как писать стихи», академический труд Томашевского «Теория литературы. Поэтика», Ал. Михайлова «Азбука стиха», К. Вишневского «Мир глазами поэта», В. Холшевникова «Основы стиховедения». Этот список можно продолжить.

    Научиться рифмовать, овладеть техникой можно. Выучиться на поэта – вряд ли. Нужно ещё то, что одни называют искрой Божьей, даром, другие – поэтическим веществом, одухотворяющим написанные строки, а ещё «тайной силой, звёздным зовом».

    У замечательного поэта Юнны Мориц одно стихотворение завершается так:

    Сила тайная, магия властная,

    Звёздный зов с берегов, облаков, –

    Не бывает напрасным прекрасное! –

    Ныне, присно, во веки веков!

    Прописной истиной является ещё понимание того, чего делать нельзя. Ни при каких обстоятельствах! Нельзя красть и присваивать чужие стихи. Это называется плагиатом и является нарушением авторских прав. Пишу об этом потому, что и на наш конкурс присылали чужие стихи. Так, от одной школьницы пришли такие строки:

    За веру твою и за верность мою

    За то, что с тобою я  в каждом краю,

    Пускай, навсегда заколдованы мы

    Но не было в мире прекрасней зимы…

    Вот вам, дорогие молодые авторы, тест на знание классики. Это строки Анны Ахматовой, написанные на склоне лет.

    Похвально, что девочка читает классическую поэзию, может быть, само переписывание таких стихов приносит пользу. Раньше мы Цветаеву и Пастернака, книги которых невозможно было достать, переписывали себе в тетради как ценность. Но тут другое. Ставить своё имя под чужими стихами нельзя!

    Слушать мелодию своей души, сказать своё незаёмное слово – вот к чему надо стремиться.

    Один из участников конкурса спросил: «А откуда вы узнаете, мои ли это стихи. Проверить-то нельзя!» Действительно, трудно бывает определить. Даже имея большой читательский опыт, можно ошибиться.

    Быть честным перед собой и перед жюри конкурса – дело совести каждого участника. Истина в том, что, даже переписав чужие стихи, чужой дар присвоить невозможно. Мы же изначально доверяем тем, кто решился открыть нам свою душу (в стихах или прозе). Мы благодарны всем искренним участникам!

    «Эолова арфа и Давидовы гусли»

    Существуют сотни определений поэзии. Это и «лучшие слова в лучшем порядке», это и «то, чего люди больше всего хотят, но не догадываются об этом», и, конечно, «поэзия та же добыча радия, в грамм добыча в год труды…». А ещё: «поэзия не гордый взлёт, а лишь неловкое старанье. Всегда неточный перевод того бездонного молчанья», и даже ни то, ни другое, ни третье, «а поэзия – это кредитная линия Господа Бога». (Ю. Мориц).

    Наверное, прежде чем стать писателем, надо стать читателем. И, конечно, обрести жизненный и духовный опыт. Когда-то русский писатель Иван Александрович Гончаров писал «в лирических излияниях молодой музы слышатся нежные, грустные, томные, как в Эоловой арфе, звуки. Такая Эолова арфа есть у всех молодых поэтов... Потом, когда устоится и окрепнет сам поэт, Эолова арфа превратится в Давидовы гусли – будет, может быть, как у Пушкина, Лермонтова «глаголом жечь сердца людей».

    Прочитанные рукописи дают надежду. Кто они, наши молодые авторы? Талантливые, дерзкие, мечтательные… За ними будущее. В том числе будущее нашей литературы.




    Иллюстрации:



    Опубликовано: 28.08.2009 16:04:20
    Обновлено: 28.08.2009 16:04:20
    Редакция журнала «Мономах»


      

    Главная страница | Архив номеров | Подписка | Обратная связь | Карта сайта

    Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 30-17-70