Опубликовано: 17.11.2004 12:28:03
Обновлено: 17.11.2004 12:28:03
    Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»
    Редакция журнала «Мономах»

Спаси и сохрани


Покровская церковь в Карлинском
 
Покровская церковь в Карлинском
Карлинская подгородная казачья слобода или "Куралов городок" - одно из нескольких десятков военных поселений, возникших в середине XVII столетия при сооруженной в 1647- 1654 гг. Симбирско-Карсунской засечной черте. Считается, что "Куралов городок карлинских переведенцев" (так слободу именуют в старинных грамотах) существует с 1649 г., когда на левом берегу Свияги, недалеко от Симбирска, была поселена сотня конных казаков, переведенных к новому рубежу со старой Карлинской черты - той, что проходила по берегу реки Карла (ныне на территории республики Татарстан).

Кстати, кроме названной слободы, в XVII веке переселенцами с Карлинской черты в Симбирском крае было основано еще два поселения - Карлинское на реке Гуща (ныне в Майнском районе) и Карлинское на реке Урень (ныне с. Урено-Карлинское Карсунского района).

В 1652-1654 гг. на средства "карлинских казаков Куралова городка" в слободе была построена первая деревянная церковь, освященная во имя Архангела Михаила. Считается, что этот храм просуществовал до 1767 г., когда его из-за ветхости заменили новой деревянной церковью. Согласно клировым ведомостям, этот второй деревянный храм простоял в Карлинской слободе с 1767 г. до начала XX века - более 130 лет.

В 1875 г. симбирский епископ Феоктист посетил Карлинскую слободу и отметил, что сельская деревянная церковь отличается бедностью, а карлинские прихожане "...заняты заботами о прибыли через продажу сельских продуктов в соседнем городе и видимо поэтому не достаточно усердны в посещении храма". Сделанное епископом внушение не осталось без последствий, и в 1880-х гг. на средства жителей Карлинского в центре села началось возведение нового каменного храма.

Строительство продолжалась несколько лет и к осени 1897 г. в основном было завершено. Но еще один год ушел на внутреннюю отделку храма, включая устройство многоярусного резного иконостаса. Наконец, 1 ноября 1898 г. симбирским епископом Никандром новая церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После этого некоторое время в селе было две Покровских церкви - старая деревянная и новая каменная. Позднее, после двух значительных пожаров в 1900-1903 гг., в Карлинском осталась одна "...достаточно вместительная и весьма благолепная по архитектуре фасадов и внутреннему убранству каменная церковь".

В советский период, подобно большинству православных храмов нашего края, Карлинская Покровская церковь была закрыта, разорена и заброшена. Но, в отличие от многих других, она не была разрушена. Прочные кирпичные стены храма простояли до конца 1980-х гг., когда местные жители взялись за его восстановление. В июле 1990 г., еще до полного завершения реставрационных работ, старинная Покровская церковь была освящена заново и стала одним из первых возобновленных православных храмов в границах восстановленной в 1989 г. Ульяновской (Симбирской) епархии.

По своему архитектурному облику пятиглавая каменная Покровская церковь села Карлинское типична для времени, когда в отечественной культовой архитектуре, после многолетних экспериментов Константина Тона и его последователей, окончательно утвердился так называемый "русско-византийский стиль". При всей своей "типичности" рассматриваемый сельский приходский храм выделяется среди аналогичных сооружений той эпохи какой-то особой стройностью силуэта, редкой пропорциональностью каждого из его объемов, необычайной гармоничностью в переходах от целого к деталям.

Казанская церковь в Елшанке
В 2004 году исполняется 180 лет со времени постройки в селе Елшанка Симбирского уезда (ныне Ульяновского района) каменного приходского храма, который в полуразрушенном виде сохранился до наших дней и отнесен к числу историко-архитектурных памятников Симбирского края (Ульяновской области).

Елшанская Казанская церковь (трехпрестольный храм с главным престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери) была возведена в 1824 году и по своему архитектурному облику близка к ряду аналогичных сооружений, появившихся в Симбирской губернии в эпоху расцвета русского классицизма. Автором проекта, вероятнее всего, был один из провинциальных зодчих, возможно, симбирский губернский архитектор Михаил Матвеевич Рушко.

Строительство каменной церкви в Нижней Елшанке (так в прошлом называлась южная часть села) велось на средства местных помещиков Топорниных.

Топорнины - старинный симбирский дворянский род, представители которого с XVII века активно участвовали в освоении "порозжих" (незаселенных) земель Среднего Поволжья. В XIX столетии среди "симбирских Топорниных" выделялись особой многочисленностью и богатством потомки капитана Степана Егоровича Топорнина - того самого, что в 1790 году построил каменный Николаевский храм в родовом имении - селе Топорнино Сызранского уезда (ныне в Николаевском районе). Один из его сыновей, коллежский советник Федор Степанович Топорнин, в 1-й четверти XIX века стал владельцем бывшего имения дворян Суровцевых - села Елшанки на реке Гуще в Симбирском уезде. При Топорниных (упомянутом Федоре Степановиче, его жене Елизавете Петровне и их сыне Николае Федоровиче) в Елшанке появились новый господский дом, каменная церковь (1824 г.), суконная фабрика (действовала в 1840-1862 гг.), конный завод, несколько мельниц и т.д. В 1875 году земли при Елшанке, так же как и многие другие имения в Симбирской, Пензенской, Самарской и Оренбургской губерниях, перешли по наследству к последней из "елшанских Топорниных" - Александре Николаевне Топорниной. Она вскоре вышла замуж за князя Ивана Михайловича Оболенского, после чего, уже как княгиня Оболенская, оставалась владелицей родового имения до 1918 года.

Алексей Сытин



Иллюстрации:

Казанская церковь в с. Елшанка
Казанская церковь в с. Елшанка


Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 44-19-31