Опубликовано: 23.04.2006 21:29:12
Обновлено: 23.04.2006 21:33:19
    Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»
    Редакция журнала «Мономах»

Дивеевский благотворитель

Рядом с могилами преподобных дивеевских монахинь покоится наш земляк, симбирянин Николай Александрович Мотовилов (1809-1879), единственный, кто оставил письменное свидетельство бесед с преподобным Серафимом Саровским, который исцелил Николая Александровича в возрасте 22-х лет от тяжкой болезни, после чего симбирский дворянин стал одним из основных благотворителей Дивеевского монастыря. В трудных обстоятельствах он всегда горячо отстаивал жизнь обители по заветам преподобного Серафима. Батюшка открывал молодому другу сокровенные видения и пророчества о будущем России и Дивеева, многие из которых Николай Александрович записал. В «Беседе о цели христианской жизни» Серафим Саровский просто и ясно объяснил, что цель жизни христианина - стяжание благодати Духа Святаго. При этом Господь даровал Мотовилову видеть Преподобного в состоянии наития Святаго Духа и самому в Нем пребывать. Н.А. Мотовилов скончался 14 (28) января 1879 года в своем симбирском имении. Для погребения тело его перевезли в Дивеево, отпевали в церкви Рождества Богородицы. В советское время могилки у алтаря Казанской церкви были уничтожены, площадь заасфальтирована. Единственным ориентиром оставалась старая береза на могиле Мотовилова. Летом 1991 года перед торжествами перенесения мощей преп. Серафима в Дивеево по благословению Святейшего Патриарха Алексия асфальт был вскрыт, обнаружены склепы и обозначено место могилы Николая Александровича.

О цели христианской жизни (Из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым)

Цель жизни христианской состо­ит в стяжании Духа Божия, и это - цель жизни всякого христианина, живущего духовно.

Заметьте, что лишь ради Христа делаемая добродетель приносит плод Духа Святого...

Некоторые из толкователей Свя­щенного Писания говорят о елее, недостававшем у юродивых дев, что елей тот были добрые дела, которых будто бы у них недоставало. Но такое разумение есть неправильное толкование. Как же у них был недо­статок в добродетелях, когда они, хотя и юродивыми, все-таки девами называются?! А девство есть самая высочайшая из всех добродетелей добродетель...

Другие говорят, что у них елея ми­лости и милосердия не хватало, но и это едва ли так... Творя добродетели, девы сии по неразумию своему духов­ному полагали, что в том-то лишь со­стоит дело христианское, чтобы одни добродетели делать... А получена ли хоть малейшая благодать Духа Свято­го через сотворенную добродетель, до нее и дела не было творящему ее.

Про подобных-то дев святой Антоний Великий говорит в письмах своих к монахам: «Многие монахи и девы, достигши великих степеней, не имеют ясного понятия и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - Божия всесовершенная и спаси­тельная, вторая - собственная, своя человеческая, если не пагубная, то и неспасительная, и третья - бесовская пагубная». И эта третья, вражеская, воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия и для одного добра, а не ради Христа. Вторая, собственная воля наша научает нас делать все в угождение наших похотей... Но первая, воля Божия и спасительная, лишь в том состоит, чтобы делать добро и добродетель единственно для стяжания Духа Святого, как для сокровища неоскудеваемого, которое и есть тот елей, которого недостава­ло у юродивых дев, не обращавших на приобретение его ни малейшего внимания... Поэтому-то девы сии и названы юродивыми, так как забыли о плоде добродетелей, необходимо нуж­ном, то есть о благодати Духа Святого, без Которого и спасения никому нет и быть не может...

Вот это-то и есть тот елей, при из­бытке которого у дев мудрых светильники душ светло гореть могли, так что они и жениха, в полунощи пришед­шего, дожидаться стали с горящими светильниками, и в брачный чертог вошли радуяся, а юродивые, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери затворены были. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенного и не допустившего их к жениху, - смерть человеческая; девы мудрые и юродивые - души христи­анские; елей есть получаемая через добрые дела наши благодать Духа Святого...

Итак, всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Свя­того, но более всего их дает молитва. Ибо, например, захотели вы в церковь к службе Божественной сходить - да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему милостыню дать - да либо нищего нет, либо нечего
дать... А до молитвы это уже никак не относится: на нее всегда возможность есть и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.

Вот вы за великое считаете счастье с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней, то что говорить о Самом Господе, неоскудевающем источнике всякой благостыни и не­бесной, и земной. А молитвою мы с Ним, Самим Всеблагим Всетворцем Господом Богом и Спасом душ наших, беседовать удостаиваемся...

Так желал бы я, ваше боголюбие, чтобы и вы рассуждали, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет. Если в Духе Божием, то благословен Бог, не о чем горевать, хоть сей час на Страшный суд Христов, ибо в чем за­стану, а том и сужду. Если же нет, то надобно разбирать, отчего и по какой причине Господь Дух Святой изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святой сыщется и снова будет с нами Своею благодатью.

***

Когда же я, Мотовилов, спросил его, великого старца Серафима, «как же я и почему именно узнаю, что я в Духе Божием или нет», то он, возложив руки свои на плечи мне, сказал:

- Да вот, ваше боголюбие, мы оба теперь с вами в полноте Духа Божия. Что же вы мне, убогому Серафиму, в глаза не глядите?

Я ответил:

- Не могу, потому что из них мол­нии светятся, и у меня глаза ломит, и я не могу смотреть на вас, батюшка отец Серафим, потому что вы светлее солнца.

И он сказал мне:

- Да ведь солнца нет и день-то пас­мурный, то как же это?

Я отвечал:

- Знаю, что солнца нет и что пас­мурный день, но ваше лице светлее солнца стало, и глазам моим больно. Свет этот колет их, и мне нельзя смот­реть на вас.

И он отвечал, склонившись главою своею над правым ухом моим:

- Да и вы ведь и сами точно в таком же именно свете находитесь благодат­ном, а то бы и видеть вам того нельзя было.

В это время лице его как бы вышло из-под молниеносного света, и свет остался только кругом лица его, на далекое пространство.

- Что же чувствуете вы теперь? - спросил он меня.

- Такой мир, - отвечал я, - в душе моей, что никаким словом того выра­зить нельзя.

- Это тот самый мир, - сказал мне отец Серафим, - про который сказано: Мир Божий, всяк ум превосходящий, то есть никаким словом человеческим выразить его нельзя...

Но в таком благодатном состоянии и я, убогий Серафим, не всегда бывал, а только изредка испытывал это же самое. И многие святые и угодники Божий целый век в пустынях жившие и даже нетления мощей своих удос­тоившиеся того не испытывали, как Господь повелел теперь мне сказать вам... Будете всегда и твердо помнить, ибо это не для меня, а для вас Господь изволил явить нам обоим, для того, чтобы вы сами, по своему собствен­ному опыту знали, как люди Божий бывают в полноте Духа Божия, ибо это крайняя Его полнота, и в таком состоянии долго и пробыть нельзя... Помнить же это вы будете твердо и навсегда, ...а если хоть и сколько-нибудь подобное будете ощущать в себе, то знайте, радость моя, что вы в Духе Божием...

При этом необходимо знать, что Господь Бог Дух Святой изволит оставлять людей по трем причинам. Именно потому, что если они со­грешат. Нужно знать, что все грехи разделяются главным образом на три степени. Первые - меньшие и легкие грехи, хотя и неугодные благости Божией...

Но есть вторые по тяжести грехи, разлучающие нас от Бога и отгоняю­щие от нас благодать Его. Но и в этих грехах, если скоро и от души покается человек, то снова может приобрести благодать Божию... Почему и апостол Павел изволил сказать, что нет греха, побеждающего милосердие Божие...

Всегда надобно при этом разбирать, каким именно грехом прогневали мы благость Божию, что Дух Святой отступил от нас? И когда, перебрав грехи, нападем именно на тот самый грех, который именно оскорбил Господа Бога, Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священнотайно: «Вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!» И тогда нам скоро с сокрушенным сердцем и со смире­нием следует прибегать ко Господу, и Он с любовью простит нас и помилует нас возвращением даже еще большей благодати за то, что не отчаялись в милосердном всепрощении Божием, а через это победили врага и челове­коубийцу - диавола...

Так вот две причины, почему Гос­подь Бог Дух Святой отступает от нас видимым и ощутительным присутс­твием за грех с нами бывший.

Но есть третья причина и, можно сказать, беспричинная причина, по коей благодать Всесвятого Духа из­волит иногда оставлять даже человека богоносного. И это уже попускается от Самого Господа Бога испытывать сим лишь только крайне укрепившихся в благодати Божией людей, как необы­чайным подвигом для необычайных и наград за то, как то было и Самому Господу Иисусу Христу от Бога Отца Его допущено, когда на Кресте пребывшу.., Божественный Страдалец невольно возопить изволил: Боже Мой! Более Мой! Векую Мя еси ос­тавил?! Так вот такое же искушение допущено будет на всю вселенную во времена антихриста, когда все святые Божий люди и святая Церковь Божия Христова, лишь из них одних состо­ящая, как бы оставлены от защиты и помощи Божией будут; нечестивые же восторжествуют и возвеличатся над ними... И если подобное искушение найдет на кого-либо, то надобно всею силою духа, души и плоти не оску­девать в вере и любви ко Господу и никогда не разлучаться с надеждою на Его неистощимую милость, рано или поздно он все-таки пошлет избавление и утешит их за то такими утешениями еще и здесь, на земле...

Так-то, ваше боголюбие, я вам не словом, но делом и на самих нас, убо­гих, показал, как бывают люди в пол­ноте Духа Божия, и сколько Господь вразумил меня, я и разъяснил вам, как достигается и как должно достигать цели жизни нашей христианской, то есть стяжания Всесвятого Духа Бо­жия. Так приобретайте и сами Его, и других тому научайте и всегда более всего рассуждайте, в Духе ли Божием вы или нет? И не зарывайте таланта вашего в землю, а отдавайте делате­лям винограда Христова, да воздаст Господь, пришедши судить живых и мертвых, и вам сугубо сторицею по мере труда и делания вашего на путях заповедей Его и, умножая, да умножит таланты ваши в жизни пакибытия во Царствии Своем Небесном.



Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 44-19-31