Опубликовано: 30.11.2006 14:03:57
Обновлено: 30.11.2006 14:03:57
    Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»
    Редакция журнала «Мономах»

Человек театра

Драматургия нашего земляка Юрия Дмитриевича Беляева в начале XX века пользовалась успехом в столичных театрах. Пьесы «Святочная шутка», «Путаница, или 1840 год» поставил в 1910 году Малый театр. Через год Вс.Э. Мейерхольд поставил в Александринском театре в Петербурге «Красный кабачок», переносивший зрителя в трактир на Петергофском шоссе, где актрисы и офицеры кутили с призраком барона Мюнхгаузена, служившего при Бироне. Теперь о нем помнят лишь специалисты.

Юрий Дмитриевич Беляев родился в Симбирске 28.11(10.12)1876 года в семье надворного советника Дмитрия Ивановича Беляева, товарища (заместителя) прокурора Симбирского окружного суда и Елены Валерьевны (урожд. Суровой). В Симбирске у Беляевых родился также и их сын Михаил (1884-1955), ставший впоследствии сотрудником Пушкинского дома в Ленинграде.

В 1883–1889 годах Юрий Беляев учился в Симбирской мужской классической гимназии. После переезда в Петербург поступил в Ларинскую гимназию, из которой ушел, не окончив пятого класса. В 18-летнем возрасте наш земляк начал писать стихи, учился музыке и рисованию.

Однако свое призвание юный Юрий Беляев нашел в журналистике, рано начав публиковать заметки в газетах о культурной жизни Петербурга. С 1894 года он уже печатал рассказы, историко-театральные эссе в журналах «Живописное обозрение» и «Север», в которых выступал также как пародист и карикатурист под псевдонимами Юсъ, Водевиль, Д`Аполинарис.

В 1894 году Беляев жил в Крыму, в Поли-Сарае, в семье известных актеров Модеста Писарева и Полины Стрепетовой. Здесь, в кругу их друзей и знакомых, он проникся интересом к театру. Большое влияние на Беляева оказал знаменитый филолог – академик А.Н. Веселовский, под руководством которого он изучал старинные русские духовные стихи. С его сыном Юрий Беляев учился короткое время в Ларинской гимназии.

В 1899 году редактор газеты «Новое время» А.С. Суворин пригласил Беляева вести в ней театральный отдел. Многочисленные статьи Беляева о театре, публиковавшиеся в течение 20 лет, были впоследствии собраны в сборниках «Актеры и пьесы» и «Мельпомена». Видный театральный деятель А.Р. Кугель оставил словесный портрет молодого Беляева: «Вот он передо мной, без малого 20 лет назад, худощавый, высокий, черноволосый юноша. Что-то печатал в «Журнальном обозрении» у Мерца и служил натурой для фотоэтюдов журнала… фотоэтюды были тогда совершенно еще новостью, и юноше Беляеву очень нравилось, что он позировал».

Внимание театральных кругов молодой автор привлек серией статей «Русские водевилисты». По прошествии лет Ю.Д. Беляев стал глубоким знатоком истории русского театра, многое понимая интуитивно, как художник, а не как ученый-аналитик. «Он любил больше всего красоту старую, старую жизнь, старые камеи, старые книги, картины. Его самые лучшие очерки – это очерки старого театра...

Поклоняясь театральной старине, он нашел скоро и форму для своих пьес. Все они, как «Псиша», «Красный кабачок», «Путаница» представляли реставрацию старого театра». Его пьесы до революции ставили столичные театры. Позже в СССР и за границей долгую сценическую жизнь имела пьеса «Псиша» – мелодрама из жизни крепостных актеров екатерининской эпохи. Шла она и на сцене симбирского театра. Кинорежиссер П.И. Чардынин, чья творческая жизнь связана с Симбирском, снял по ее мотивам немой художественный фильм.

Не только театральная старина, но и современный ему театр был объектом внимания Беляева. Он был поклонником и другом Ф.И. Шаляпина, М.В. Дальского, М.Г. Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, Л.Б. Яворской, В.П. Далматова. О них он написал книги, мемуары и очерки. Ф.И. Шаляпин писал Беляеву из Монте-Карло в 1911 г.: «Целую тебя, мой дружище, и очень люблю тебя. Верь мне, что я «родственник души твоей».

«Преуспевающий журналист, театральный рецензент Ю.Д. Беляев, – вспоминал А. Раскин, – не раз писал о Шаляпине, неоднократно беседовал с ним. Федор Иванович добродушно относился к нему и во время одной из дружеских пирушек нарисовал его большой портрет. Перед нами весьма дородный, довольный собой человек средних лет, в глазах его веселые искорки, видно, что он остроумен и образован, но склад чувственных губ выдает обостренное самолюбие и стремление хорошо пожить и сладко покушать. Шаляпин подписал: «Кажется – это Юрий Беляев? А, впрочем, как вам угодно».

На своем жизненном пути Беляеву довелось встречаться со многими выдающимися деятелями отечественной культуры, в том числе с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым. В 1903 и 1906 году по заданию редакции газеты «Новое время» Юрий Дмитриевич приезжал к Л. Толстому в Ясную Поляну.

Опытный публицист, Беляев занял во время 1-й мировой войны патриотическую позицию. В сборнике «Открытки с войны» содержатся его военные корреспонденции из газеты «Новое время». Журналиста интересовали многие явления жизни горячо любимой России. В книге «В некотором царстве» (СПб, 1907) он опубликовал путевые очерки о поездке по Волге, Заволжью, истории раскола.

В фондах Ульяновской областной научной библиотеки сохранились лишь некоторые произведения Беляева: «Мельпомена» (СПб, 1905), «В некотором царстве» (Спб, 1907), «Барышни Шнейдер» (Спб, 1914), «Ведьма» (П., 1916), «Псиша» (М., 1923), «Лиза Огонькова» (М., 1936). Три его фельетона в 1991 году опубликовало издательство «Искусство» в книге «Русский театральный фельетон».

Кончина его печальна. Возвращаясь из ресторана домой, он упал на крутой лестнице, и после тяжелых мучений, длившихся месяц, не приходя в сознание, скончался на 41-м году жизни.

Разнообразное и талантливое творчество Ю.Д. Беляева не должно быть забыто. А его пьесы и сейчас могут заинтересовать Ульяновский театр.

Сергей Петров



Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 44-19-31