Опубликовано: 01.12.2006 18:57:19
Обновлено: 01.12.2006 18:57:19 |
Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» |
Редакция журнала «Мономах» |
Симбирский край наряду с Башкирией, Подмосковьем и обеими столицами может по праву претендовать на звание аксаковских мест. Здесь жил дед Сергея Тимофеевича – Степан Михайлович Аксаков, здесь он получил в дар земли от царя Михаила Федоровича Романова.
Правда, позже тесно ему здесь стало – купил землю в Уфимском наместничестве и переехал со всем семейством туда. Но, тем не менее, Сергей Тимофеевич Аксаков часто бывал в симбирских поместьях вместе с родителями, посещавшими родственников. Воспоминания об имениях местных помещиков (Никольское-на-Черемшане, Аксаково, Чуфарово, Вишенка и т.д.) писатель оставил в своих книгах.
Симбирский край связан с именами не только деда и отца С.Т. Аксакова, но и с именами видных общественных деятелей, писателей, поэтов: Аркадия Тимофеевича, Григория Сергеевича, Ивана Сергеевича, Николая Тимофеевича Аксаковых, а также Ольги Григорьевны Аксаковой, которой Сергей Тимофеевич посвятил свою знаменитую сказку «Аленький цветочек».
Ученые Ульяновского государственного университета решили – материал необъятен, необходимо проводить регулярные аксаковские конференции. Первые Аксаковские чтения состоялись в 2001 году и вызвали широкий отклик в научных и культурных кругах. Докладчиками тогда были лишь жители Ульяновска, работы иногородних участников вошли только в сборник статей. Вторые Аксаковские чтения уже стали Всероссийскими. В течение пяти предшествующих им лет были установлены научные контакты с аксаковедами из других регионов, были предприняты поездки в Оренбург, село Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области, села Аксаково и Чуфарово Майнского района Ульяновской области.
В результате, на второй конференции были представлены почти все основные центры аксаковедения, территориально связанные с жизнью и творчеством литературного семейства Аксаковых: Москва, Петербург, Уфа, Оренбург, Самара, Ульяновск, Майна. Приехали ведущие аксаковеды страны: Е.И. Анненкова, доктор филологических наук, зав. кафедрой русской литературы РГПУ им. Герцена и В.А. Кошелев, доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, академик МАН высшей школы. Первый же доклад задал тон и высокий уровень чтений. Московская писательница Е.Ф. Григорьева, автор книги «Непреднамеренное С.Т. Аксакова» раскрыла перед слушателями вечные нравственные основы аксаковского творчества. Следует объяснить читателям, что автор доклада связала понятие «непреднамеренное» с одним из тезисов известной статьи А.С. Хомякова, говорящим о свободе Аксакова «от художественной преднамеренности». Все творчество писателя, считает Елена Феофановна, представляет собою диалог с действительностью, который зиждется на глубоко внутренних, часто не выраженных словами раздумьях и переживаниях, в основе которых лежит мотив скорбного недоумения. Действительность для него – это не только мир человеческих взаимоотношений, «море житейское», но и мир Божий, и в этом мире Божием, по Аксакову, все имеет место быть: реки с прозрачной водой и плавающей рыбой, лесные поляны и бабочки, материнская любовь и первые впечатления детства, школа с первой дружбой и первыми осознанными или неосознанными увлечениями, развивающийся интерес или пробуждающиеся пристрастия, охота, рыбная ловля, чтение, театр…
Все имеет место быть: взросление, уход из родительского дома, тоска по нему, смена места жительства, созидание своей собственной семьи… и временность всего на земле тоже имеет место быть - быстротечность человеческой жизни – и неумение человека осознавать себя частицей этого Божьего мира – тоже имеет место быть.
Отсюда – мотив скорбного недоумения, переходящий и в прозаические произведения, и неизменно звучащий в критических статьях и рецензиях, в литературных и театральных воспоминаниях. Аксаков ищет то, что соединяет людей, он видит эти ситуации соединения, единомыслия, единочувствия, но он видит также и то, что разъединяет.
Это аксаковское недоумение, очевидное и отчетливое во многих его произведениях, отходит на дальний план, когда выступает на первый план мотив временности человеческой жизни, когда вступает в свои права тема «человек и мироздание». Мировоззренческая основа, действительно, не декларируется писателем. Духовные законы, по Аксакову, это та мировоззренческая основа, о которой не говорят, по которой живут и в соответствии с которой ведут себя по жизни.
Творчеству писателя, театрального критика Сергея Тимофеевича Аксакова, его художественной манере была посвящена и большая часть последующих докладов. Но не только родоначальник литературного семейства Аксаковых стал предметом чтений, а и многие члены их рода в историко-литературном и историко-культурном контекстах. В докладах прозвучали имена Ивана Аксакова, друга Николая Михайловича Языкова, был отмечен их общий интерес и любовь к Гоголю, Константина Аксакова, Григория Аксакова, Александра Николаевича Аксакова.
Всего рассказать, конечно же, невозможно – ведь выступало более тридцати человек. Для тех, кто интересуется этим материалом, сообщим, что все работы, представленные на конференции, будут опубликованы в итоговом сборнике УлГУ. Отдельно же хочется сказать о том, что все ученые, аспиранты и участники ульяновских чтений отметили насыщенную программу собрания и гостеприимство организаторов. Особенно тепло благодарили хозяйку чтений – Л.А. Сапченко, доктора филологических наук, профессора кафедры филологии УлГУ.
В музее УлГУ гости познакомились с историей и перспективами развития вуза, затем осмотрели памятные места города, посетили Областную научную библиотеку, уникальный музей «Карамзинская общественная библиотека», литературный музей «Дом Языковых», музей городского быта, историко-культурный заповедник, гончаровские места и др.
В селе Аксаково Майнского района Ульяновской области доцент кафедры культурологии УлГУ В.И. Ледяйкин рассказал гостям об археологических раскопках на месте дома С.М. Аксакова, деда писателя. Это вызвало повышенный интерес сотрудницы уфимского мемориального музея С.Т. Аксакова Г.Н. Кузиной. К сожалению, в настоящий момент неизвестно местонахождение чертежей раскопанного фундамента деревянного дома. Поиск этих чертежей – ближайшая задача ульяновских исследователей. Поскольку в селе Аксаково регулярно проходит фольклорный Аксаковский праздник, работает библиотека, устраиваются выставки, решено было оказывать возможную помощь устроителям этих важных мероприятий. Сразу же после конференции в Майну и в Языково уже пришли посылки с книгами от Е.Ф. Григорьевой и Е.И. Анненковой.
Тепло встречал гостей и В.К. Кузьмин, главный редактор газеты «Ленинец» Майнского района, а также постоянный автор журнала «Мономах». Он рассказал участникам конференции о владениях двоюродной бабушки писателя Н.И. Куроедовой и ее поместье Чуфарово, о невыполненном ее завещании, касающемся освобождения чуфаровских крестьян.
Ученые осмотрели остатки усадебных построек: полуразрушенную церковь, давно высохший пруд, остатки садов. Побывали и в усадьбе Языковых, где происходило празднование дня приезда А.С. Пушкина к своим симбирским друзьям. Выступления народных коллективов, духового оркестра, варенье, сваренное прямо в усадьбе, самовар на открытом воздухе, посещение музея, рассказывающего о культурной и литературной истории села – стали настоящим украшением поездки, подарили надежду на возрождение усадебной культуры.
В последний день чтений гости пожелали, чтобы подобные встречи проходили и впредь как можно дольше. А то, что такие встречи очень нужны, сомнений ни у кого не вызывало – ведь одно дело – читать статью в сборнике, и совсем другое – видеть автора – живого человека – говорить с ним, спорить или соглашаться. Ведь главное, как сказал В.А. Кошелев, это смотреть друг другу в глаза!
Вскоре после окончания чтений в адрес организаторов конференции пришло письмо от аспирантки Оренбургского педуниверситета Е.Б. Литовки: «Тот круг общения, который вам удалось организовать, стал для меня бесценным опытом, и в какой-то мере толкнул к самосовершенствованию. Спасибо Вам, не только за то позитивное воздействие, за ваш труд, за спасение русской культуры, за то духовное и нравственное, в существовании которого мы уже начинаем сомневаться».
Вероника Михайлова
Иллюстрации:
| |
|
Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 44-19-31 |