Опубликовано: 23.05.2009 14:15:46
Обновлено: 23.05.2009 14:15:46
    Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах»
    Редакция журнала «Мономах»

«Белый буйвол и синий орел, и форель золотая…»

…Женщина смотрит грустным удивлённым взглядом. Точно такой же взгляд – у летящей белой птицы. Среди старых домашних вещей и предметов – керосиновой лампы, тяжёлых чугунных утюгов, цветочных горшков, глубоких полых кувшинов – уютно примостился Кот… Среди изумрудной лесной массы проступает силуэт старенького, покосившегося деревянного дома. На крыше вновь невозмутимо восседает Кот, хранитель домашнего очага, непременный персонаж многих картин художницы. Снег на тыквах и старых кувшинах. Зима… Полумиф, полуреальность. И вот уже нам слышатся звуки флейты и старинного клавесина – под них шествуют актёры в широкополых шляпах, из-под которых проступают матовой белизной их безмолвные загадочные лица…


Синяя чашка, 2006
 

«Белый буйвол и синий орёл, и форель золотая…» – этой строчкой из знаменитой «Грузинской песни» Булата Окуджавы была названа выставка картин ульяновской художницы Татьяны Горшуновой, с творчеством которой зритель познакомился в феврале-марте этого года в Выставочном зале Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина.

Творчество Татьяны Горшуновой уже давно признано и любимо не только ульяновской публикой, но и далеко за её пределами. Член Союза художников с 1989 года, Татьяна Анатольевна – участница многочисленных областных, региональных, республиканских выставок. Среди них – региональные выставки «Большая Волга» в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саранске, Самаре. Неизменным успехом у публики пользовались её выставки в Музее современного изобразительного искусства им. А. Пластова в Ульяновске («Живые вещи», 2001; «Сама по себе кошка», 2005; «Звёзды в ночи», 2006) и многие другие. Картины Татьяны Горшуновой находятся в собраниях Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры Российской Федерации, Союза художников России, в частных коллекциях и галереях России, Германии, Франции, США, Англии, Голландии, Швейцарии, Ирландии, Канады, Греции, Кореи, Шотландии, Кувейта.

Татьяна Анатольевна окончила живописный факультет театрального отделения института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, и театр вошёл сквозной темой в её искусство.

Мир творчества художницы – особый мир. У него своя аура, свой стиль и пластика, своё особенное видение жизни вокруг. Не ищите в нём конкретного адресата и прототипа, точного места действия, привязанности к времени года и событию. Это мир-космос, в котором преломляются времена и эпохи, сюжеты и персонажи. Это мир-Театр, где одновременно живут средневековые инфанты и рыцари Печального образа, странники и герои итальянской комедии масок, птицеловы и принцессы, а также знакомые с детства, такие родные и привычные взгляду домашние животные и птицы.

Наконец, это мир Добра, Изящества, Красоты, Фантазии. Мир непростой, философский, открывающий бездну мудрости.

В её картинах мы погружаемся в мир образов-символов. Перед глазами из картины в картину, вариациями одной темы проходят персонажи этого странного живописного мира: вот хрупкая Птица, словно случайно впорхнувшая и опустившаяся на край стола, на край одежды или на ладонь женщины; вот знакомый нам вальяжный Кот, то мирно спящий, то гордо восседающий в окружении привычных глазу домашних предметов; вот прекрасная Дама, чью хрупкость и аристократичность передаёт филигранно выписанная роза в её руке. Сюжеты озадачивают, заставляют подолгу стоять перед картиной, разгадывать шарады замысла, пытаться проникнуть в суть, в глубины увиденного, в «закадровость», в «зазеркалье». Комедианты и фокусники, птицеловы и музыканты.

А ещё растения, птицы, плоды… И непременно скрипка.

Мы часто грустим по поводу быстротечности времени, а как передать кистью эту грусть? Может быть, так: лампа, напоминающая песочные часы, сквозь пространство которой виден острый, удивлённый профиль, или одинокий музыкант, играющий на скрипке. Почему картина «Скрипачка» выполнена в розовом цвете, а картина «Сон» – в синем? А разве можно объяснить какого цвета бывают сны, и в каком цвете передать радость, исходящую от музыки? Каждая картина выдержана в одном главном цвете – розовом, ярко-синем, изумрудном, жёлтом, белом.

Названия картин художницы очень значимы и многое объясняют в мире её творчества: «Выпавший из гнезда», «Играющий на домре», «Пролетающий с фонариком», просто «Пролетающий», «Взвешивающий»… Главное в них – не суть происходящего, а само действо, движение, полёт, подлинность настроения, состояния души.

У художницы свой особый почерк, особый строй художественных средств и приёмов. К её картинам надо присмотреться, надо вжиться в них. Мир её творчества метафоричен, субъективен, эмоционален. Самые обычные вещи порой преподносятся под совершенно неожиданным углом зрения. В соединении, казалось бы, несоединимых вещей, бытовых деталей нам предлагается не пропустить существенное, попытаться уловить логическую связь времён и явлений.

Творчество Татьяны Горшуновой одинаково живописно, поэтично и музыкально. Её творчество, по существу, не знает деления на живую и неживую природу. Животные – кот, коза, ягнёнок, собака – существуют на равных с человеком и всей остальной природой.

Как человек объясняет явления природы, точно так же сама природа может объяснить состояние души человека. Поэтому чёрный графитовый дождь, разбивающийся о гладкую поверхность зонта, передаёт нам состояние тоски и уныния, а мирно спящий Кот передаёт ощущение покоя, умиротворённости, защищённости от бурь и бед.

Графические работы художницы аристократичны, хрупки, как бокал шампанского. В них – намеренная недоговорённость, незавершённость во всём. Холодноватый аристократизм передан лёгкими очертаниями женской фигуры, длинной тонкой линией шеи, строгим профилем, наклоном головы, всплеском рук. Одни картины почти прозрачны, окутаны серо-сизой дымкой, другие тонут в утреннем голубом тумане, третьи будто пронзены тёмными струями дождя.

В её коллажах кусочки пёстрой ткани неожиданно драпируются в наряд средневековой дамы. И вновь рядом вырисовывается силуэт белой птицы. Из остатков старой ажурной шали, рогожки, пожелтевшего меха, молочного кружева создаются сказочные, фантастические миры, калейдоскоп земного и небесного, вечного и сиюминутного. Отдельно взятый предмет ещё ничего сам по себе не значит, а в композиции с другим предметом, человеческой фигурой, пейзажем – это уже полифония смысла, состояние души, образ мира. Каждая деталь несёт в себе сакраментальный смысл бытия, его неслучайность, взаимозависимость.

И не обязательно, чтобы каждый образ был до конца прочитан, понят, – важно, что изображённое, как поэзия, властно захватывает, притягивает, рождает ассоциации.

…Как много оказывается мудрости в самых простых вещах! Но для того, чтобы понять это, надо попытаться услышать своё сердце, ведь как сказано в знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».

Ольга Даранова




Иллюстрации:

Белая лошадь, 2006
Белая лошадь, 2006
Барашек, 2002
Барашек, 2002
Птица, 2002
Птица, 2002
Золотая рыбка, 2002
Золотая рыбка, 2002
Кот, 2006
Кот, 2006
Чайники, 2008
Чайники, 2008


Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 2004-2024 Редакция журнала «Мономах» +7 (8422) 44-19-31