"Нe торопись... Погоди спешить", - уговорит однажды внутренний голос. Сделавшись ему послушной, замедлю бег и
соглашусь: есть у жизни ДРУГОЕ дыхание. Оно не терпит скорости, и суету называет пороком, потому что суета
меняет остановиться и никогда не спросит, для чего живешь, чему радуешься, от чего плачешь. В следующий раз,
когда эти вопросы снова остановят на полном бегу, знаю, по какому адресу приду... Отворю старинную калитку,
поднимусь по ступенькам крашеного крылечка, чуть трону дверь и услышу колокольчик: "Заходи, заходи, жду
тебя...".
Жизнь Нины Константиновны Михайловской началась в 1905 году в с. Ратово Симбирской губернии в семье
священника. Здесь она росла вместе с сестрами и братом в начале эпохи, принесшей человечеству множество
потрясений. Свое вхождение в эту бурную, такую интересную жизнь Нина Михайловская описала в конце XX века
по просьбе внучки С.В. Зуевой. Ее записи предназначались прежде всего для потомков. Безусловно, им сейчас уже
трудно представить, как это было. Как при керосиновом освещении росла деревенская девчонка, как приехала в
уездный Сенгилей и впервые увидела электрическую люстру, как пришла в первый раз в кинематограф... Что она
думала и чувствовала при этом? "Главный восторг вызывало электричество. Щелкнешь - и вспыхивает яркий свет,
освещающий все уголки. А в зале чудо-люстра. Розовая красавица. Раз щелкнешь - один огонек, еще раз - три.
Тушить тоже постепенно. Ужас, как интересно!" Воспоминания о школе, может быть, более понятны и близки. Мы
предлагаем вашему вниманию главы, касающиеся обучения Нины Константиновны в Высшем начальном училище
Сенгилея в 1910-е годы. Может быть, впечатление на нее это производило более спокойное, чем существование
электричества, но результат воздействия освещения и просвещения вполне сопоставим - освещение всех уголков и
помещения и разума. И не случайно, наверное, Нина Михайловская впоследствии стала учительницей.
В октябре нынешнего года готовится отметить свой 15-летний юбилей Центр по возрождению и развитию
национальных культур Ульяновской области. Он стал одним из первых в России Домом дружбы народов.
Сегодня в старинном здании на улице Ленина люди самых разных национальностей - чуваши, татары, мордва,
евреи, немцы, азербайджанцы, армяне - чувствуют себя комфортно и свободно. Создать особую атмосферу тепла
и взаимопонимания в этом доме удалось Софье Алексеевне Орловой. Недаром первый и бессменный директор
Центра, член консультативного совета по проблемам национальностей при администрации Ульяновской области,
Софья Алексеевна награждена знаком Министерства культуры России "За достижения в культуре". Все 15 лет
она руководит дружным коллективом, в который люди приходят изучать родной язык, возрождать культуру,
готовят праздники.
Ритм жизни в Центре очень насыщенный. Здесь хранится то, что передается из поколения в поколение:
национальные обряды и обычаи, ритуалы и костюмы, секреты декоративно-прикладного творчества. Рождаются
идеи, разрабатываются интересные проекты, осуществляется многогранная культурно-просветительная работа.
Главное же достижение Центра - это яркие, красивые обрядовые праздники и межрегиональные фестивали,
которых ульяновцы всегда ждут с нетерпением. Результат работы общественных организаций, объединенных
Центром по возрождению национальных культур, налицо: сегодня во многих школах преподаются национальные
языки, возрождаются утраченные традиции и обычаи, изучается наследие просветителей.
2004 год - особенный для мордовского народа: исполнилось 150лет со дня рождения педагога-просветителя,
этнографа, фольклориста, автора первого эрзянского букваря, по которому он обучал детей села Старая Бесовка
Новомалыклинскогорайона, -Авксентия Филипповича Юртова. Этот год знаменателен для мордвы еще и 140-
летием со дня рождения исследователя-фольклориста, уроженца Симбирской губернии Макара Евсевьевича
Евсевьева, друга и ученика Юртова. В связи с этими датами Ульяновская областная мордовская национально-
культурная автономия разработала ряд важных программ по пропаганде наследия А. Ф. Юртова и М.Е.
Евсевьева.
В том, что глина живая, Мохамед Caxаутдинов не сомневается: не зря же библейская легенда гласит, что Адам был
сотворен Богом из глины. Скульптор утверждает, что чувствует ее тепло, биение сердца, душу.
В первый момент миниатюры Мохамеда отталкивают зрителя какой-то внутренней дисгармонией, но спустя
некоторое время от этих странных фигур, полулиц, рук - уже невозможно отвести взгляд. Хочется разглядеть
каждую деталь, разгадать все тайные мысли художника: что-то он знает такое, о чем человечество не догадывается,
знает про всех и каждого. Стоит, конечно же, стоит повнимательнее отнестись к этим скульптурам, заглянуть
поглубже - еще и еще: где душа и где ее: где лицо и какое оно, настоящее наше лицо?..